Руководителя инспекции транспортного контроля по Астане Айдара Алиакпарова освободили от должности после направленного в адрес премьер-министра Олжаса Бектенова и администрации Президента обращения с критикой существующей системы транспортного контроля.
По данным СМИ, в обращении Алиакпаров указал на устаревшую и низкую эффективность контроля в транспортной сфере.
Основными проблемами в этой сфере он назвал:
- ограниченные ресурсы транспортного контроля, включая малое количество постов и автоматизированных станций измерения (АСИ);
- коррупционные риски и низкая ответственность за нарушения правил;
- отсутствие интеграции современных технологий, таких как Интеллектуальная транспортная система (ИТС);
- неэффективность текущих бизнес-процессов, таких как обработка штрафов и предписаний.
На фоне этих недостатков Алиакпаров предлагает:
- разделение функций контроля между министерством транспорта и местными исполнительными органами (МИО);
- полный переход к автоматизированному контролю с использованием ИТС;
- введение обязательной регистрации перевозочных документов через Единую систему управления транспортными документами (ЕСУТД);
- расширение применения специальных разрешений для перевозки делимых грузов.
По мнению Алиакпарова, освобождению от должности предшествовал конфликт, связанный с незаконными требованиями со стороны руководства.
«Я, вот, с лета начал спорить с желанием наших руководителей фальсифицировать статданные по транспорту. Может быть, вы в курсе, у нас информация проходила, даже наказали заместителя комитета. Всех руководителей транспортных инспекций по Казахстану в течение двух месяцев кошмарили, оказывали давление с целью, чтобы мы давили на проверяемых субъектов и понуждали их сдать фиктивные статические данные о перевозках пассажиров, грузов по Казахстану для того, чтобы показать якобы работу министерства в положительном ключе за первое полугодие по сравнению с прошлым годом, второго полугодия прошлого года. По этому поводу я тоже обращался в администрацию Президента», - говорится в сообщении.
Он рассказал о встрече с заместителем председателя комитета автомобильного транспорта и транспортного контроля Бакытжаном Качаковым.
«Начал интересоваться, слушайте, это не шутка, что это такое? Каким способом мы можем оказывать на них давление такое? И прямо мне было заявлено: «они же ваши проверяемые субъекты, у вас все есть, инструментарий есть». Я говорю: «ну, это незаконно». «Ну, законно-незаконно. Это поручение министра. Кто это не выполнит, тот будет уволен». Я там сразу заявил, что я отказываюсь выполнять подобное. Второй раз меня вызвали с моим заместителем уже. Он сейчас работает. Поставили задачу: «Если руководитель не будет выполнять, значит, пусть зам выполняет, а вы отстраняетесь от этой работы». Зам тоже отказался. Тогда поставили вопрос, тогда пишите заявление и увольняйтесь. Я заявил: «Я работаю не у председателя, не у министра, не у премьеров. Я работаю на государство, и я обязан соблюдать требования законодательства», - рассказал Алиакпаров.
Напомним, ранее в распоряжении редакции ФБРК оказалось обращение работников транспортной сферы, которое, как утверждается, они направили в ряд высших госорганов. Обращение содержало информацию о предполагаемых системных нарушениях в работе комитета автомобильных дорог и транспортного контроля.
Авторы обращения утверждали, что на руководящие должности в ведомстве назначают лиц, не имеющих профильного образования и нужного опыта работы в транспортной сфере. В частности, речь шла о председателе комитета Алтае Али, чей карьерный путь начался в гостиничном бизнесе.