Недавно редакция ФБРК писала о резком росте расходов на содержание дорожной инфраструктуры в г. Косшы.
Несколько лет назад эта статья бюджета обходилась городу в 1,4 млн тенге, а сейчас сумма достигла 237 млн тенге. Объяснение простое — Косшы недавно получил статус города областного значения, и затраты резко пошли вверх.
Но это далеко не единичный случай. Скажем, в г. Шымкенте, который, к слову, получил республиканский статус в 2018 году, расходы на те же цели взлетели до небывалых масштабов.
Если в 2016 году содержание дорожной инфраструктуры стоило 49 млн тенге, то в этом году сумма достигла 7,6 млрд тенге.
Любопытно, что в обоих случаях подрядчиком выступает одна и та же компания — ТОО «СМЭУ Астана».
Но обо всем по порядку.
Из года в год акимат г. Шымкента заключает договоры на содержание и техническое обслуживание светофоров и других дорожных объектов.
В рамках таких соглашений подрядчик, как правило, проверяет, обслуживает, ремонтирует оборудование, обеспечивает электроснабжение и устанавливает нужное программное обеспечение для дорожных объектов.
В 2016 году в городе функционировали 155 светофоров, из них 148 – светодиодные и 7 – ламповые. 94 светофора были подключены к интеллектуальной системе АСУДД, которая помогает отслеживать состояние оборудования.
Договор с поставщиком - ТОО «СМЭУ Астана» заключили «из одного источника по несостоявшимся закупкам».
При этом в протоколе итогов конкурса указано, что компания является приглашенным поставщиком.
Судя по всему, в 2016 году ТОО «СМЭУ Астана» оказалось единственным кандидатом, подходящим по всем критериям для выполнения работ по договору.
Цена, предложенная поставщиком, составила 37,5 млн тенге. В договоре итоговая сумма указана иная – 42 млн тенге, но и ее впоследствии увеличили примерно до 49 млн тенге.
В 2017 году акимат заключил с ТОО «СМЭУ Астана» аналогичный договор, только уже на содержание 200 светофоров.
Сумма договора изначально составила около 41 млн тенге, но вскоре увеличилась сначала до 44 млн тенге, а после – до 49 млн тенге.
С увеличением суммы стороны согласовали продление срока договора до 1 марта 2018 года вместо изначально установленной даты - 31 декабря 2017 года.
Интересно, что и в этом случае поставщик сначала предлагал стоимость услуг гораздо меньше – 36,6 млн тенге. Метод заключения соглашения – из одного источника также не изменился.
В апреле 2018 года стороны заключили договор из одного источника на обслуживание уже 237 светофоров: 234 светодиодных и 3 ламповых светофора, 97 подключены к системе АСУДД.
Вместе с увеличением количества светофоров возросла и сумма договора. Изначально поставщик предложил 79,6 млн тенге, но итоговая сумма по договору составила больше 89 млн тенге.
В 2019 году стороны заключили договор на обслуживание светофорных объектов и дорожных знаков на срок до конца 2021 года.
В технической спецификации добавили уточнения по обслуживанию комплекса технических средств в объеме ежемесячных, квартальных, полугодовых и годовых работ. Там же прописаны наименования 236 светофорных перекрестков.
Сумма договора составила около 1,3 млрд тенге, хотя начальная стоимость была меньше — около 1,2 млрд тенге.
Согласно сметной документации, затраты на годовое обслуживание светофоров составили около 60 млн тенге, а значит, поддержание одного светофорного объекта в рабочем состоянии обошлось бюджету примерно в 253 тыс. тенге в год.
Для сравнения, в 2016 году годовая сумма обслуживания 155 светофоров составила около 15 млн тенге, а за один объект - примерно 95 тыс. тенге.
Получается, что всего за три года стоимость обслуживания одного городского светофора выросла больше чем в 2,6 раза.
В 2022 году акимат г. Шымкент провел открытый конкурс на сервисное обслуживание 280 светофоров, где участвовали два потенциальных поставщика – ТОО «СМЭУ Астана» и ТОО «СМЭУ Алматы».
Компании предложили свои цены, и с учётом условной скидки самым выгодным стало предложение ТОО «СМЭУ Астана» на сумму около 1,6 млрд тенге. В результате компания выиграла конкурс.
Правда, итоговая сумма договора составила больше 1,9 млрд тенге. Срок исполнения договора должен подойти к концу 31 декабря 2024 года.
В этом году шымкентский акимат вновь провел конкурс на предоставление аналогичных услуг, где участвовали те же компании – ТОО «СМЭУ Астана» и ТОО «СМЭУ Алматы».
Компании представили свои ценовые предложения, и снова наименьшим оказалось предложение ТОО «СМЭУ Астана» - 6,1 млрд тенге.
Договор с компанией-победителем, который в итоге обошелся городу в 7,6 млрд тенге, предусматривает в том числе обслуживание 297 светофорных объектов до конца 2026 года.
Без сомнений, техническое содержание этих договоров изменялось с каждым годом, и поэтому сравнивать их с точки зрения рациональности затрат довольно трудно.
И все же мы можем наблюдать значительное увеличение расходов из года в год:
- 2016 год – 49 млн тенге;
- 2017 год – 49 млн тенге;
- 2018 год – 89 млн тенге;
- 2019 год – 1,3 млрд тенге;
- 2022 год – 1,9 млрд тенге;
- 2024 год – 7,6 млрд тенге.
Причем во всех упомянутых договорах основная часть затрат приходилась именно на обслуживание светофоров и дорожных знаков.
В то время как количество светофорных объектов ежегодно увеличивалось, данные о численности обслуживаемых дорожных знаков представляются не вполне ясными.
К примеру, в сметной документации количество дорожных знаков - 8000 штук указали только в 2018 году. Известно, что их обслуживание обошлось примерно в 15 млн тенге или около 2 тыс. тенге за один объект.
Еще один аспект, на который, вероятно, стоит обратить внимание — выбор поставщика, который не менялся с 2016 года.
С одной стороны, этот факт свидетельствует о стабильности и доверии к компании, которая, возможно, зарекомендовала себя как надежный подрядчик.
С другой стороны, это может говорить о существовании некоторых барьеров для новых участников рынка, что может влиять на эффективность тендерных процессов.
А на примере г. Шымкента и г. Косшы можно заметить, что повышение статуса городов сопровождается не только увеличением бюджетов, но и ростом интереса к их освоению.
Редакция ФБРК направила официальный запрос в акимат г. Шымкент с целью разобраться в причинах увеличения стоимости договоров.