Антикор выявил системные коррупционные риски в сфере автомобильных дорог. Несмотря на то, что за последние 5 лет на дорожную отрасль потратили больше 6 трлн тенге, граждане остаются недовольны состоянием дорожной сети.
По данным пресс-службы ведомства, за 2023-2024 годы в госорганы поступило больше 20 тыс. жалоб граждан на низкое качество дорог. Общественность связывает это с коррупцией.
С начала 2024 года Антикор зарегистрировал 24 уголовных дела в этой отрасли. Сотрудники ведомства выявили, что коррупционные риски наблюдаются на всех этапах строительства и ремонта дорог.
К примеру, на первоначальном этапе неправильно определяются проблемные участки, ремонтируются дороги, на которых уже проводили работы. При проектировании смету искусственно завышают за счет излишних объемов работ и материалов.
Контракты заключают с подрядчиками без опыта, из одного источника или в условиях картельного сговора.
«Показала свою недостаточность и многоступенчатая система контроля. Заключения Национального центра качества дорожных активов о выявленных дефектах необязательны для исполнения, а технадзор выполняет свои функции формально», - говорится в сообщении.
Кроме того, в ведомстве считают, что проблему усугубляет недостаточная цифровизация. Как стало известно, за последние 10 лет из бюджета на развитие информационных систем потратили 16 млрд тенге, однако до сих пор не разработали Цифровую карту дорог.
В итоге Антикор подготовил больше 90 рекомендаций по устранению коррупционных рисков в сфере автомобильных дорог.
Напомним, в 2022 году бывший министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев сообщил, что 2,5 тыс. км автодорог второй категории планируют сделать платными после их приведения в нормальное состояние.
Тогда платными планировали сделать следующие участки: Кызылорда — Аральск, Актобе — Уральск, Актобе — Оренбург, Кайнар — Бишкек, Жетибай — Шетпе — Бейнеу — Акжигит, Павлодар — Семей, Северный обход Астаны, Уральск — Саратов, Кокшетау — Петропавловск, Астана — Атбасар, Павлодар — Омск, Семей — Калбатау.
В 2023 году в период с 8 октября по 1 декабря часть из них, а именно: автодороги «Бейнеу-Акжигит», «Павлодар-Омск», «Кокшетау-Петропавловск» и «Уральск-Саратов», заработали на платной основе.
Вместе с тем редакция ФБРК еще в мае 2022 года публиковала материал о том, кто может заработать на платных дорогах Казахстана. В 2019 году АО «НК «КазАвтоЖол» заключило на 11 лет с консорциумом компаний ТОО «Computer Vision Technologies», ТОО «Темиржол Жондеу» и Far Eastern Electronic Toll Collection Co., Ltd. договор по устройству и обслуживанию системы взимания платы за проезд по автодорогам республиканского значения.
В апреле 2020 года компания Тимура Кулибаева - ТОО «Computer Vision Technologies» провела конкурс на работы по изготовлению и установке контрольных арок более чем на 3,4 млрд тенге. Победителем стало АО «НГСК КазСтройСервис». По нашим подсчетам, стоимость одной арки составила около 32,5 млн тенге.
По договору, государство обязуется возместить инвестору вложенные деньги в течение 11 лет за счет средств, поступающих от взимания платы.
Тогда мы выяснили, что ТОО вкладывает меньше 2 млрд тенге своих денег, продаёт арки по невероятной цене, а взамен получает 138 млрд за 11 лет на обслуживание системы сбора денег с обычных граждан РК.
К слову, после наших публикаций министерство транспорта сообщило журналистам, что АО «НК «КазАвтоЖол» пересмотрит договор по устройству и обслуживанию системы взимания платы за проезд по автомобильным дорогам республиканского значения с ТОО «Computer Vision Technologies». В ведомстве заявили о намерении сократить выплаты за операционные затраты.