Утильсбор: необходимость или прихоть?

Автор: Вера Александрова, 4 июня, 2024
утилизация авто

Недавно пресс-служба министерства культуры и информации РК сообщила, что петиция по утилизационному сбору набрала необходимое количество подписей и принята к рассмотрению

Как сообщает zakon.kz, работу соответствующей комиссии организует министерство промышленности и строительства РК

Тем временем споры о необходимости утилизационного сбора продолжают набирать обороты. 

Почему же утильсбор не дает покоя казахстанской общественности? 

Утилизационный сбор представляет собой платеж, который производители и импортеры обязаны перечислять государству, чтобы в дальнейшем товар был утилизирован

По данным zakon.kz, с января 2022 года утилизацией транспортных средств занимается АО «Жасыл Даму», находящееся в государственной собственности. Напомним, что изначально право на утилизацию транспортных средств находилось в руках частной компании Алии Назарбаевой - «Оператор РОП».

Размер ставки утильсбора рассчитывается отдельно для каждого товара путем умножения базовой ставки 50 МРП на коэффициент, величина которого зависит от типа двигателя, его мощности, а также массы транспортного средства. 

Правительство настаивает, что без этой меры в стране не развить машиностроение. И это действительно не лишено здравого смысла. 

Дилеры, занимающиеся ввозом авто, обязаны заплатить утильсбор. В то же время авто, собранное в Казахстане, освобождается от уплаты сбора. Вернее, налог предпринимателям возвращается. 

В свою очередь покупатель из двух одинаковых авто скорее выберет более дешевое. Соответственно, и спрос на более доступное транспортное средство, собранное в Казахстане, растет.

В таком случае иностранным производителям также выгоднее сотрудничать с отечественными предпринимателями, которые организуют сборку автотранспорта на месте, а это означает индустриализацию, рабочие места, налоги и прочее. 

Однако людей волнует не то, для чего утильсбор взымается, а, скорее, как расходуется

Ведь день, когда утилизация действительно понадобится, наступит через несколько десятилетий, а в это время немалые суммы находятся у оператора расширенных обязательств производителя (РОП). 

Согласно отчету АО «Жасыл Даму», только в 2023 году поступления утилизационного платежа составили более 269 млрд тенге, из которых 238 млрд – за транспортные средства. 

План по разумному расходованию этих средств должен стать заботой государства, сомнений нет. Одно волнует, дабы эти доходы не оседали в карманах определенного круга лиц. 

Напомним, ранее стало известно, что петицию «За рост доходов народа!» поддержали работники промышленных предприятий. В том числе и сотрудники завода «СемАЗ», упомянув, что идея отмены утильсбора лоббируется в интересах отдельных лиц, а не всего народа.