Частную школу для одаренных детей в Боровом передали в управление эндаумент-фонду

Автор: Вера Александрова, 11 ноября, 2024
IQanat High School of Burabay

В Акмолинской области частную школу-пансионат для одаренных детей из сельских районов «IQanat High School of Burabay», которую открыли в 2020 году, передали в собственность и управление эндаумент-фонда. До этого учреждение являлось собственностью основателя и главы компании BI Group Айдына Рахимбаева.
______________
Для справки: эндаумент-фонд предназначен для долговременного управления капиталом и активами, доходы от которого используются для финансирования определённых целей, будь это образование, наука, искусство, благотворительность или развитие организаций. Капитал фонда формируется за счет пожертвований.

По данным Informburo.kz, Рахимбаев решил, что проект должен служить обществу, а не оставаться в частной собственности.

Как стало известно, благодаря поддержке 160 предпринимателей школа, в которой обучаются и проживают 365 детей, достигла финансовой независимости и теперь покрывает свои расходы самостоятельно. 

«IQanat включает основной учебный корпус, общежития для учеников и учителей. Freedom House – отдельное здание, где проходят уроки по биологии, программированию и гуманитарным наукам. Здесь же расположены фитнес-зал, библиотека, арт-студия, теннисный корт, звукозаписывающая студия и студия гончарного мастерства. Около 80% занятий проходит в главном учебном корпусе», - говорится в сообщении.

Отмечается, что лучшим ученикам – финалистам олимпиады IQanat из сельских школ предоставляют гранты в рамках социального проекта.

«Благодаря интенсивному обучению школа помогает детям выйти на новый уровень – до 94% участников программ IQanat поступают в лучшие университеты Казахстана и за рубежом. С 2021 года 64 выпускника школы зачислены в Назарбаев Университет, а 42 учатся в 17 странах мира», – сообщили в школе.

Также сообщается, что ученики обучаются в образовательном учреждении как на бесплатной, так и на платной основе. На сегодня около 20% учеников IQanat обучаются на платной основе. В стоимость обучения включены все расходы: одежда, шестиразовое питание и проживание. 

«Мы начали активно развивать образовательный фонд IQanat, и в рамках проекта появилось множество программ. У школы была своя образовательная программа, у фонда – свои проекты, что в итоге вылилось в масштабную инициативу, работающую не только на уровне одной школы, но и по всей стране. Так появилась идея привлекать единомышленников-бизнесменов, сначала друзей Айдына Рахимбаева, а затем и других неравнодушных предпринимателе», – отметила исполнительный директор образовательного фонда IQanat Алия Саликова.

Саликова рассказала, что спустя несколько лет стало ясно, что на строительство и развитие школы потребуется больше средств, чем было заявлено ранее. 

«У некоторых могли возникать сомнения, куда идут их деньги, так как школа юридически принадлежит фонду IQanat, основанному Айдыном Рахимбаевым. Все капитальные расходы, вложенные в развитие школы, не возвращались инвесторам. Так как изначально кампус был рассчитан на 200 мест, затем он расширился до 350 мест, добавились общежития для преподавателей, дополнительные площадки и постройки», – рассказала она.

По словам Алии Саликовой, чтобы приносить пользу обществу, представители фонда решили изменить юридическую форму учреждения. Для этого они изучили зарубежный опыт и выбрали модель эндаумент-фонда.

«Мы обнаружили, что лучшие практики работы эндаумент-фондов реализуются в США. Мы проанализировали опыт Гарвардской школы бизнеса и Гарвардского университета. Цели могут показаться недостижимыми, но именно они послужили для нас ролевой моделью», – отметила Алия Саликова.

Саликова рассказала, что школа получает подушевое финансирование от государства, которое в этом году составляет около 1,1–1,2 млн тенге. Однако разница между себестоимостью обучения и господдержкой создает дефицит, который школа покрывает за счет коммерческих мест. 

Как пояснила директор образовательного фонда, этот дефицит не связан с работой эндаумент-фонда, он относится к операционной деятельности школы.