Управление городской мобильности Алматы опубликовало объявление о конкурсе на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) первой линии легкорельсового транспорта (LRT). По данным vlast.kz, на это выделяют около 344 млн тенге. Срок реализации - 8 месяцев после заключения договора.
«Подготовка ТЭО направлена на определение сроков и стоимости реализации проекта по строительству и эксплуатации первой линии LRT, а также на снятие рисков отказа от проекта на более поздних этапах реализации из-за некорректного прогноза по затратам, окупаемости, технической реализуемости», – говорится в технической спецификации.
Ранее сообщалось, что по генеральному плану города правительство предусматривает построить 76 км линий LRT до 2040 года. В свою очередь, заместитель акима Алматы Аскар Амрин заявил, что первую линию запустят в 2027 году.
В 2022 году аким Алматы Ерболат Досаев рассказал, что линия LRT будет трамвайного типа - без опор. Он отметил, что она будет проходить по улице Толе би, соединив линии от автовокзала «Саяхат» до микрорайона Аксай.
Напомним, впервые тему ЛРТ в 2003 году затронул бывший аким Алматы Виктор Храпунов. Затем в октябре 2015 года, когда трамвайное движение города было прекращено, тогдашний аким Бауыржан Байбек заявил, что вместо старого транспорта будет запущен современный скоростной трамвай. В то же время он обещал, что строительство линий ЛРТ начнется в 2016 году.
Несмотря на это лишь в августе 2018 года был объявлен первый этап конкурса с целью поиска потенциальных частных партнеров. В начале 2019 года акимат объявил о его завершении. Однако позднее экс-аким Алматы Бакытжан Сагинтаев заявил, что проект слишком дорог для города.
Вместе с тем сообщается, что в октябре 2021 года Urban Forum Kazakhstan (UFK) обратился к президенту страны, утверждая, что Сагинтаев «не способен донести до правительства суть социально-экономического эффекта проекта LRT». Представители UFK также подчеркнули, что экс-аким значительно завышал стоимость проекта.
Отметим, история строительства столичного LRT сопровождалась многочисленными скандалами и противоречивыми заявлениями. Напомним, в Астане возведение первых опор LRT началось еще в 2017 году. По данным 24.kz, в 2019 году по проекту было выполнено только 15% строительно-монтажных работ. В целом консорциум китайских компаний оказал услуги на $313 млн, из них оплачено только $86 млн. Таким образом, долг подрядчикам составил $203 млн.
В 2021 году семерых фигурантов осудили по делу о хищениях в ходе реализации проекта «Астана LRT». Экс-замакима столицы Каната Султанбекова и бывшего руководителя компании «Астана LRT» Талгата Ардана объявили в международный розыск.
В сентябре 2022 года экс-аким Астаны Алтай Кульгинов заявил о том, что китайские партнеры готовы достроить Astana LRT за два года при условии непрерывного финансирования. Речь тогда шла о $577 млн на весь проект. Он сообщил, что ежегодно потребуется по 4 млрд тенге на техническое обслуживание LRT.
В апреле 2023 года аким Астаны Женис Касымбек сообщил о возобновлении строительных работ. На это даже выделили свыше 50 млрд тенге. При этом уверяли, что на завершение всего проекта понадобится не меньше 200 млрд. А в ноябре 2023 года министр транспорта Марат Карабаев и вовсе заявил, что на проект LRT планируется запрашивать ежегодно по 150 млрд тенге. Он же подтвердил вероятность финансирования этого «долгоиграющего» проекта из средств Национального фонда.