Приватизировать неэффективные государственные СМИ предлагают в Казахстане

Автор: Вера Александрова, 2 сентября, 2024
СМИ

Эксперты так называемого независимого диалогового пространства Astana Open Dialogue предлагают приватизировать существующие государственные СМИ на центральном и региональном уровнях, оставив государству только тематические СМИ, национальные информационные агентства и телеканалы «Казахстан».

Как указано в документе, это позволит повысить независимость новостных изданий, а также минимизировать риски появления олигархических СМИ, которые могут использовать в качестве инструмента давления на политику государства.

«Зачастую конечные бенефициары СМИ, а также механизмы финансирования деятельности СМИ остаются закрытыми для широкой публики. По нашему мнению, в этом вопросе важно обеспечить повышение прозрачности. Другим риском для развития медиарынка является тот факт, что в основном на рынке имеет место доминирование новостных СМИ, реализующих событийную информационную повестку. При этом наблюдается переход авторов, которые занимаются написанием аналитических материалов, в социальные сети или Telegram-каналы», - говорится в сообщении.

По мнению экспертов, такая тенденция приводит к сужению поля развития аналитических и специализированных медиа, делает их нишевым продуктом, который не распространяется среди широкой аудитории.

«В итоге СМИ все больше теряют навык объяснять сложные вещи для большой аудитории, а та не может их уже воспринимать. При этом не ощущается серьезных попыток изменения данной ситуации. Более того, экспертами отмечается подход к созданию еще большего количества квазигосударственных медиаструктур, которые, имея прямое финансирование из госбюджета, не заинтересованы в коммерческом успехе собственных продуктов и обеспечении качества контента. При этом подобная тенденция прослеживается как на центральном, так и на местном уровнях», - говорится в сообщении.

Авторы утверждают, что так называемый государственный информационный заказ, составляющий значительную часть расходов в рамках информационной политики страны недостаточно эффективен. Эксперты отмечают, что он скорее направлен не на развитие отрасли, а наоборот, ведет к ее деградации.

«Широкой практикой стало использование данных бюджетов со стороны квазигосударственных структур для установки запрета на освещение негатива в СМИ, в итоге многие проблемные вопросы, резонансные темы не имеют широкого обсуждения, не попадают в поле зрения властей и могут привести к созданию очагов напряжения в обществе», - говорится в документе.