Новость о том, что на 173 млрд тенге пенсионных отчислений купят новые железнодорожные вагоны российского производства взбудоражила общественность. Казахстанцы недоумевают, почему их налоги должны идти в бюджет соседней страны.
Однако поставка иностранных вагонов под видом отечественных в Казахстане практикуется уже не первый год. Зачастую говоря «отечественное производство» чиновники подразумевают казахстанскую сборку заграничных вагонокомплектов.
Как известно, в конце января 2024 года уже бывший министр нацэкономики Алибек Куантыров сообщил, что на 173 млрд тенге, занятые из Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ), купят пассажирские и грузовые вагоны. Куантыров тогда заверил, что вагоны будут отечественного производства, поэтому деньги останутся в казахстанской экономике.
Позже новость о закупе вагонов стала обрастать новыми подробностями. Министр транспорта Марат Карабаев почему-то сообщил, что на покупку вагонов из пенсионных потратят 184 млрд тенге. Нацбанк опроверг данную информацию, отметив, что из ЕНПФ все-таки использовали 173 млрд тенге, как и было заявлено ранее.
На днях СМИ писали, что поставщиком пассажирских вагонов будет казахстанское АО «Зиксто», которое заключило сделку на поставку вагонокомплектов трех модификаций с торговой компанией ТОО «Интерснаб». Как сообщили журналисты, вагоны, которые «Интерснаб» собирается поставлять, делают на Тверском вагоностроительном заводе.
Эта новость не только в очередной раз взбудоражила общественность, но и пошла вразрез с ранним заявлением экс-министра Куантырова об отечественном производстве вагонов.
Окунемся в недавнее прошлое и напомним о практике АО «НК «Қазақстан темір жолы» («КТЖ») поставлять иностранные вагоны под видом казахстанских.
В 2010 году в стране открылось казахстанско-испанское вагоностроительное предприятие ТОО «Тулпар-Тальго». В 2016 году производство стало невыгодным и контракт разорвали. Позже испанцы вышли из состава учредителей компании, производство вагонов «Тальго» было остановлено.
В сентябре 2018 года «Тулпар-Тальго» продали российскому АО «Трансмашхолдинг». В рамках договора подразумевалась поставка 1200 вагонов в 2018-2026 годах на сумму 23 млн евро. Спустя полгода сделку расторгли. Предприятие вернулось в собственность Казахстана.
В 2019 году «Тулпар-Тальго» переименовали в «Вагоностроительный завод Тулпар». «Қазақстан темір жолы» стало искать «экономически выгодных» инвесторов, в числе которых была и швейцарская компания «Stadler» (запомните эту компанию, мы к ней еще вернемся). Однако выбор «КТЖ» пал на ОАО «Тверской вагоностроительный завод», входящий в состав уже знакомого ранее «Трансмашхолдинга».
В рамках повторного договора с «Трансмашхолдингом» планировалось обновить парк пассажирских вагонов на общую сумму 37,9 млрд тенге. В «КТЖ» заявляли о прежнем намерении в течение 10 лет приобрести 1200 новых вагонов, не скрывая того, что вагоны будут производиться в России.
Впоследствии новые вагоны все чаще стали преподноситься как «отечественные». Единственное, чем это звание можно было оправдать, разве что только тем весьма косвенным фактом, что курсировали они по территории Казахстана. И уже в августе 2021 года работники вагоностроительного завода «Тулпар» раскрыли журналистам главный секрет «отечественного ноу-хау».
Сообщалось, что на предприятие поступают полностью готовые российские вагоны производства «Трансмашхолдинг», на которые потом «наклеивается оранжевая казахстанская полоса». Журналист Танирберген Бердонгаров заявлял, что хотел попасть на завод, чтобы ознакомиться с производством «отечественных» вагонов, однако попытки не увенчались успехом.
В самом «Трансмашхолдинге» тогда деятельность казахстанских коллег окрестили «отверточным» производством. То есть собственного производства вагонов в Казахстане не было и в помине. А так называемые «отечественные» вагоны - плоды трудов российских вагоностроителей.
В ноябре 2021 года «Қазақстан темір жолы» все же удалось подписать соглашение о сотрудничестве со швейцарской компанией «Stadler». Спустя год АО «Пассажирские перевозки» заключило с ТОО «Штадлер Казахстан», «дочкой» этой самой «Stadler», договор на поставку 537 вагонов в период с 2025 по 2030 год на сумму 730 млрд тенге. Помимо этого «Stadler» будет обслуживать вагоны до 2044 года, за что Казахстан заплатит ещё 648 млрд тенге.
В январе 2023 года уже бывший премьер-министр Алихан Смаилов сообщал, что в 2023-2024 годы будут приобретены 307 пассажирских вагонов российского производства. В августе 2023 «КТЖ» писало, что до конца года поставят 100 новых пассажирских вагонов производства АО «Зиксто».
Говоря о тех же 100 вагонах, гендиректор «Пассажирские перевозки» Жанибек Тайжанов в свою очередь заявил, что вагоны будут российского производства, но позже сделал оговорку, мол, вагоны наши, но сделаны по российским технологиям:
«Как вагоны придут, будет более детальная информация. Это вагоны российского производства, они будут в этом году. <…> Мы делаем эти вагоны сами, но по российским технологиям».
Примечательно, что собственное производство вагонов в Казахстане вроде как имеется. В январе 2023 года АО «Зиксто» открыло предприятие по выпуску пассажирских вагонов в г. Петропавловске. Сообщалось, что оно уже завершило постройку первых пяти вагонов.
Предполагалось, что цена такого вагона будет существенно ниже, чем у остальных поставщиков, работающих с Казахстаном. Ранее журналисты посчитали, что цена одного вагона «Stadler» с 2025 по 2030 годы рискует увеличиться с 1,2 млрд до 1,5 млрд тенге. Петропавловские же, как было заявлено, обойдутся примерно в 700 млн тенге за вагон.
Что касается грузовых вагонов, в Казахстане действуют 3 площадки по их выпуску – «Зиксто», «Cool Infinity» и «Казахстанская вагоностроительная компания». Помимо этого, в этом году в Атырауской области планируют открыть предприятие с проектной мощностью до 6000 вагонов в год и планом первичных инвестиций в 76 млрд тенге ($17 млн).
Заявления чиновников и представителей «КТЖ», в которых они выдают вагоны российской сборки за продукты отечественного производства, напоминает ситуацию с АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары», которое перепродает местным госорганам космические снимки иностранных поставщиков и выдает открытые данные за эксклюзивные данные своих «геосервисов».
Не исключено, что эта маловразумительная традиция выдавать чужое за свое нацелена на подрыв доверия казахстанцев ко всему, что говорится с высоких трибун. Цели такого лукавства не могут не вызывать как минимум тревоги за наше ближайшее будущее.
К слову о доверии. Общественность по-прежнему обеспокоена, действительно ли обновление парка вагонов требует таких колоссальных расходов - в частности, на приобретение швейцарских вагонов, учитывая недавний вброс о хищениях в «КТЖ» в рамках договора с ТОО «Штадлер Казахстан», а также очевидное экономическое преимущество альтернативных вариантов, будь то павлодарские вагоны или даже поставленные из ближнего зарубежья.