В мае 2023 года Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан опубликовало конкурс с предварительным квалификационным отбором, согласно которому искало поставщика для приобретения информационной сети на сумму более 1 млрд тг.
Согласно технической спецификации, в рамках закупки необходимо было поставить комплект оборудования для построения высокопроизводительной локально-вычислительной сети, который подразумевал собой порядка 122 коммуникаторов пяти различных видов. В июне данная закупка была признана несостоявшейся в связи с отсутствием представленных заявок. Менее чем через месяц после этого ведомство повторно опубликовало конкурс, только уже открытым способом.
Однако, заявки пяти потенциальных поставщиков из Астаны и Алматы, в число которых вошли такие компании, как ТОО «ALG Innovations», ТОО «Integrity-A.A.», ТОО «ABE Project», ТОО «National Security&Communication», ТОО «Bolashak Tamer Group» были отклонены. Интересно, что в состав комиссии входило 11 человек, 10 из которых высказали свои нарекания по каждому из пяти потенциальных поставщиков.
Кроме того, при обсуждении положений документации шестеро других потенциальных поставщиков высказали свои замечания к требованиям закупки, ссылаясь на Закона РК «О государственных закупках». Аргументами послужил тот факт, что заказчик указывает точные характеристики коммуникаторов и выставляет условия, которые якобы влекут за собой ограничение количества потенциальных поставщиков.
Таким образом, потенциальные поставщики сделали вывод, что техническая спецификация конкурса составлена под конкретного производителя оборудования, а сам конкурс – под определенного поставщика. Организатор, в свою очередь, на все замечания от компаний заявляли, что требования указаны с учетом диапазона «не менее» и «не ниже» указанных характеристик.
Стоит отметить, что один из таких поставщиков – ТОО «KRAMtech», упомянул в обсуждении, что в 2022 году Министерство уже проводило данный конкурс, который впоследствии был отменен из-за многочисленных нарушений, выявленных ДВГА г. Астаны. Автор заявляет, что в технической спецификации прошлого года не было такого акцента на конкретные характеристики поставляемого оборудования.
«Исходя из сравнения 2022 и 2023 года Заказчик умышлено ограничил технологии виртуализации данных, чтобы под требования Заказчика прошли только определенные Поставщики, при этом остальную техническую часть оставил без изменений. В случае игнорирования замечаний, будем вынуждены обратиться в Департамент внутреннего государственного аудита по городу Астана для обжалования протокола предварительного обсуждения», - заявил в своем обращении представитель компании.
Редакция ФБРК ознакомилась с конкурсом прошлого года. Оказалось, техническая спецификация 2022 года практически идентичная требованиям 2023 года. Организаторы закупки действительно получили тогда уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля. Однако, согласно отчету ДВГА г. Астаны, конкурс был отменен потому, что потенциальные поставщики не предоставили необходимые документы, а организатор несмотря на это, принял их заявки.
«Организатором в технической спецификации установлено требование о предоставлении потенциальными поставщиками авторизационных писем от компании производителя (дилеров или дистрибьюторов) предлагаемого к поставке оборудования. Согласно технической спецификации утвержденной конкурсной документации в данной закупке предусмотрено к поставке коммутаторов, межсетевого экрана, оптического кабеля, оптического трансивера.
Однако, камеральным контролем конкурсных заявок ТОО «Джей Кей и Партнеры», ТОО «Глобал Новиком», ТОО «Bolashak project», ТОО «Smart Tech Solution», ТОО «KRAMtech» и ТОО «Тимир» установлено, что данными потенциальными поставщиками не указаны марки и модели предлагаемых к поставке оптического кабеля и оптического трансивера, а также, не представлены авторизационные письма от компании производителя (дилеров или дистрибьюторов) на данные товаров», - сказано в документе.
Кроме того, сообщалось, что в представленном потенциальным поставщиком ТОО «KRAMtech» авторизационном письме не указаны наименование товаров, на которое представлена авторизация на право поставки. Вместе с тем, другие потенциальные поставщики не указали конкретные характеристики предлагаемых товаров, и прочие прописанные в технической спецификации требования. В связи с чем, их заявки были отклонены от участия в конкурсе.
Таким образом, складывается неоднозначная ситуация: в прошлом году организатор закрыл глаза на не соответствие потенциальных поставщиков требованиям, в результате чего получил замечание от надзорного органа, а в этом году доскональная проверка соответствия документов обернулась отсутствием походящих поставщиков.
На сегодняшний день идет рассмотрение дополнений заявок по данной закупке. Мы не беремся утверждать, что конкурс изначально был заточен под определенного поставщика, т.к. в таком случае, вероятнее всего, на сегодняшний день сделку бы давно уже заключили. Не исключено, что МИОР действительно указало слишком высокие требования к товару, что усложнило и затянуло процедуру закупки.