Отечественные рекламодатели просят защиты у Президента

Автор: Вера Александрова, 28 февраля, 2024
рекламодатели

ОЮЛ «Центрально-Азиатская Рекламная Ассоциация» (ЦАРА) направило открытое обращение к президенту Казахстана с просьбой обеспечить равноправное участие экспертов в обсуждении и формировании правовых инициатив.

В письме сообщается, что представители медиа- и рекламного рынка крайне обеспокоены обсуждаемыми законодательными инициативами об ограничении рекламной сферы.

Речь идет о потенциальном запрете в СМИ демонстрации заключения пари, например, об исходе спортивных состязаний, а также отказе от рекламирования безрецептурных медикаментов. Эксперты отмечают, что такие нововведения лишат рекламно-медийный рынок 25-30% дохода.

В то же время авторы письма резонно замечают, что рекламодатель всегда может выбрать альтернативу - воспользоваться интернет-платформами для продвижения товаров и услуг. Скажем, пиратские онлайн-кинотеатры или соцсети находятся вне казахстанской юрисдикции, а значит полный контроль обеспечить невозможно. Рекламный бюджет перетечет от казахстанских к иностранным распространителям рекламы, — вот и весь результат.

«Такой процесс не только лишит бюджет нашей страны части налоговых доходов, но и будет способствовать выводу ряда категорий товаров и услуг из правового поля Казахстана, а аудитории — из национального медиапространства».

Кроме того, отмечается, что реклама во многом формирует потребительское поведение аудитории, а значит, в случае ее ограничения, потери будут измеряться не только в цифрах.

«Контентная среда, включая телевидение, радио, интернет, является и коммуникативным институтом, и идеологической «несущей».

В обращении доминирует мысль о создании саморегулируемого профессионального сообщества как основы для формирования либерального медиарынка.

«Любому коммуникативному институту требуется контроль, однако важно, чтобы этот контроль осуществлялся и формировался на уровне профессиональных объединений субъектов рынка, обладающих достаточным опытом и знаниями, чтобы ответственно оценить последствия законодательных изменений».

Действительно, создание независимого медиарынка, на котором настаивают эксперты, является крайне важным и вполне обоснованным вопросом. С другой стороны, некоторая доля недоверия в подлинности намерений здесь тоже имеет место - нам неизвестно наверняка, какие цели преследуют авторы обращения.