ОЮЛ «Центрально-Азиатская Рекламная Ассоциация» (ЦАРА) подвела итоги оценки рекламного рынка Казахстана за 2023 год. Комиссия экспертов ЦАРА подсчитала суммарный объем рекламы по различным категориям: ТВ, интернет, наружная реклама, радио и пресса. Общая сумма составила порядка 113,4 млрд тенге.
Председатель совета экспертов ЦАРА Ильмурад Джумаев отметил, что за 2023 год значительно выросли показатели почти всех медиасегментов, за исключением прессы.
«Рекламный рынок Казахстана в 2023 году продемонстрировал впечатляющий рост в 33% и с лихвой преодолел психологически важную отметку в 100 млрд тенге», - заявил г-н Джумаев.
Как именно Ильмурад Джумаев трактует «психологически важную отметку», остается только догадываться. Вероятно, речь идет о том, что прежде такие значительные суммы в рекламу не вкладывались. А раз уж вложили, то необходимо показать хоть какое-то развитие этой отрасли, и не только обозначить первенство среди стран Центральной Азии.
Правда, несмотря на вложенные миллиарды, отечественные рекламные компании в качестве услуг все еще значительно уступают иностранным. Да и среди немногих казахстанских лидеров индустрии есть своя элита, которая имеет или имела связи с семьей экс-президента и акима Алматы Ерболата Досаева.
Например, супруга акима Алматы Гульнар Досаева до 2023 года владела15% акций крупного АО «РТС Деко», специализирующегося на наружной рекламе. В 2007 году компания вошла в глобальный холдинг JCDecaux, базирующийся во Франции.
ТОО «TV Media Advertising Agency», занимающееся преимущественно телевизионной рекламой, до 2016 года принадлежало Дариге Назарбаевой и КОО «Andrade Holding B.V.» с юрисдикцией в Нидерландах. У «TV Media Advertising Agency» есть еще 4 дочерние компании: ТОО «TV Media Digital Sail», ОЮЛ «Национальная Медиа Ассоциация», ТОО «TV Media Digital» и ОЮЛ «Центрально-Азиатская Рекламная Ассоциация».
Как известно, конкуренция способствует развитию. В нашем случае, развитию или, скорее, продвижению способствуют совершенно другие факторы.
Отсутствие конкуренции порождает пассивность, что, в свою очередь, приводит к оттоку перспективных кадров. К тому же, профессионалов индустрии в стране тоже крайне мало, как и площадок для подготовки молодых специалистов. Отсюда отставание от глобальных тенденций.
Зато «психологически важную отметку» в 100 млрд тенге мы преодолели.
К слову, как же формируется стоимость рекламы? Преимущественно конечная стоимость зависит от платежеспособности рекламодателя и уровня конкуренции. Если к последнему показателю и возникают вопросы, то к платежеспособности – напротив. В конечном итоге, значение имеет только стоимость рекламы для конкретного покупателя.
Редакция ФБРК составила список самых крупных рекламных договоров за 2022-2024 год, проводимых через портал электронных закупок АО «ФНБ «Самрук-Казына».
Возглавляет наш список Дивизион по розничному бизнесу – филиал АО «Казахтелеком». В декабре 2024 года филиал заключил договор с ТОО «Top Media Group» на поставку услуг по проведению маркетинговых кампаний в различных медиасегментах. Общая сумма договора составила более 537 млн тенге.
В декабре 2022 года АО «Казахтелеком» и консорциум, в состав которого вошли ТОО «Медиа Ресурс» и ТОО «Owl Media», заключили договор на поставку услуг по размещению рекламы в интернете. Сумма договора составила более 279 млн тенге.
Тройку самых дорогостоящих рекламных контрактов замыкает договор АО «Кселл» с консорциумом, который включал ТОО «Тандем Медиа» и ТОО «Owl Media». Изначально на поставку услуг по размещению рекламы в интернете было выделено порядком 706 млн тенге. Тендер проводился на понижение, и итоговая сумма договора составила более 249 млн тенге.
В декабре 2022 года ТОО «Центр развития цифровой экономики» выставило на тендер сразу 3 лота общей суммой более 49 млн тенге. Два договора - по размещению рекламы в интернете и проведению маркетинговых кампаний ушли ИП «ASM Company». Обязательства по договору о предоставлении услуг подготовки, производства и выпуска видеоматериалов/роликов взяло на себя ИП «AV Group Production».
Сразу 4 договора на предоставление услуг по размещению наружной рекламы Дивизион по корпоративному бизнесу – филиал АО «Казахтелеком» заключил с ТОО «MYD Construction» в декабре 2023 года. Общая сумма договоров составила более 22 млн тенге.
Вышеперечисленные компании относятся к субъектам квазигосударственного сектора, а значит, их капитал частично формируется из государственного бюджета. Отсюда вполне обоснованно возникают вопросы, связанные с расходами таких компаний. В том числе и траты на самопиар.
Напомним, ранее мы писали, что ЦАРА направило открытое обращение к президенту Казахстана с просьбой обеспечить равное участие экспертов в обсуждении правовых инициатив на фоне дискуссий о запрете в СМИ демонстраций заключения пари, например, об итогах спортивных состязаний, и потенциальном отказе от рекламирования безрецептурных препаратов.
Цензурные ограничения всегда вызывают бурные споры. Реклама, как отмечают авторы обращения, во многом формирует потребительское поведение. В таком случае ограничения рекламы используются для предотвращения распространения вредоносных идей, как некое противодействие моральной деформации общества. Иными словами, запрет на рекламирование букмекерских контор или алкоголя вводится не для притеснения представителей рекламной сферы, но для фильтрации потребляемого контента.
С другой стороны, злоупотребление таким мощным инструментом, выходящее за рамки рекламной индустрии, способно помешать полноценному развитию общества. В конце концов, цензура не решает проблем, а лишь позволяет частично отказаться от демонстрации, к примеру, тех же букмекерских контор. Здесь важно определить, какие ограничения являются разумными и оправданными, а какие излишними.