Бывший заместитель председателя правления АО «НК «Экспо-2017» Мурат Омаров рассказал журналистам свою версию событий, связанных с расследованием о растрате бюджетных средств при подготовке к международной выставке. Тогда за присвоение средств в особо крупном размере осудили более 20 человек, включая самого Омарова.
Омарова приговорили к 8 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Он отбыл наказание в колонии общего режима и вышел на свободу.
По данным Ulysmedia.kz, его рассказ о проекте экс-президента Нурсултана Назарбаева – «Экспо-2017» существенно отличается от официальной версии, представленной следствием и судом.
Омаров сообщил, что расследование началось после командировки занимавшего в то время пост первого вице-премьера Бакытжана Сагинтаева в Италию в 2014 году.
«Он увидел, что подготовка не на высоте и спросил, сколько уже освоено денег. Оказалось, порядка €15-20 млрд. Сагинтаев возмутился, что не видно этих денег, ему объяснили, что уже третью команду посадили, идет судебный процесс за хищения и это у них нормальная практика. <…> Он нам также сообщил, что эту историю рассказал Назарбаеву - я тогда еще понял, что мы будем следующие», – заявил Омаров.
По его словам, после этого Назарбаев поручил прежнему председателю Агентства по противодействию коррупции Кайрату Кожамжарову провести проверку.
«Все были поставлены на прослушку и слежку. Сначала подрядчиков начали прессовать – они сказали все, что было нужно следствию», – говорится в сообщении.
По утверждению Омарова, в то же время в окружении главы АО «НК «Экспо-2017» Талгата Ермегияева появился советник – Айдос Есполов, который является братом Асель Есполовой — предполагаемой жены Нурсултана Назарбаева.
«Ермегияев мне тогда сказал, что это распоряжение Назарбаева. Я был управляющим директором по новым технологиям, заместителем по строительству я стал позже, практически перед арестом. Подрядчики говорили, что они все вопросы решают с Айдосом Есполовым», – отметил он.
Как заявил Омаров, именно Есполов контактировал с подрядчиками, и они решали с ним все финансовые вопросы. При этом сам Есполов не фигурировал среди обвиняемых по делу.
«Ермегияев спрашивал у Назарбаева, тот сказал, что с подрядчиками работает советник, не мешайте ему. Мы и перестали на него обращать внимание, раз у него есть свои поручения от Назарбаева. Он то появлялся в офисе, то исчезал - мы особо не контактировали. Вопрос в другом, решение о том, чтобы строительство ЭКСПО сделать уголовным процессом, c широким освещением во всех СМИ, вплоть до международных, это все же было решение Назарбаева», - сообщил Омаров.
Также он считает, что процесс над фигурантами дела «Экспо-2017» был использован Назарбаевым как показательный шаг перед передачей власти.
«Это было его очевидное решение, а потом, как я уже говорил - это была подготовка к передаче власти, нужно было показать всем элитным группам, что можно с любым так сделать - даже с любимчиками. После этого Назарбаев в интервью говорил, что он с болью в сердце дал команду арестовать Ермегияева, а на самом деле это было изначальное решение, когда он увидел возможность из этого сделать шоу», – заявил он.
Отмечается, что по делу проходили 23 человека. Ермегияев приговорен к 14 годам строгого режима и продолжает отбывать наказание.
«Как вы видите, у нас никто пересмотром этого дела не озабочен, потому что было много задействовано людей, которые косвенно или прямо участвовали - кто-то пиарился, кто-то получил звание, должности новые», – утверждает Омаров.
Он также отметил, что в СМИ процесс освещался с обвинительным уклоном.
«Например, еще до приговора Кожамжаров на пресс-конференциях заявлял, что украдено столько, и каждый раз он увеличивал эту сумму украденного. Если бы кто-то из наших адвокатов заявил бы, его бы сразу привлекли к ответственности за разглашение данных следствия - следствию можно разглашать данные, а защите запрещено», – заявил он.