Анализировать последствия нововведений в госзакупках призывает эксперт

Автор: Вера Александрова, 27 августа, 2024
тележка

Генеральный директор Национального центра инноваций и предпринимательства (НЦИП), доктор делового администрирования, доцент Института управления Академии государственного управления (АГУ) при Президенте РК Асланбек Джакупов поднял актуальные вопросы, связанные с правилами государственных закупок, в частности с процедурами их организации и проведения.

По мнению Джакупова, несмотря на то, что в последние годы в Казахстане активно развивают политику поддержки малого и среднего бизнеса, важное для бизнеса законодательство в сфере госзакупок на сегодняшний день «совершенствуется» без должного анализа социально-экономических последствий и регуляторного воздействия.

Одним из примеров глава НЦИП привел нововведение, которое заключается в поощрении территориальности, когда компаниям, расположенным в регионе, где проводятся строительные работы, предоставляется условная скидка в размере 1%.

Целью нововведения является стимулирование местных компаний. Формально это не исключает участие компаний из других регионов, однако такой порядок ставит их в заведомо невыгодное положение, предоставляя приоритет местным компаниям и способствуя формированию локальной монополии в строительной сфере.

Асланбек Джакупов считает, что введение региональных монополий создает предпосылки для неравномерного развития регионов и углубления экономических дисбалансов. Он также отмечает, что в нарушение требований Предпринимательского кодекса, не был проведен анализ воздействия указанных мер на рынок.

До сих пор не обнародованы данные или отчеты, демонстрирующие положительное влияние региональности на строительный рынок, оценку экономических и социальных последствий, сопоставление альтернативных вариантов регулирования.

В дополнение к этому проект новых Правил госзакупок предусматривает значительное увеличение порога суммы закупок для применения критерия «территориальности» с 1,4 млрд до 11,8 млрд тенге и повышение условной скидки с одного процента до двух. Тем временем обоснований, с чем связаны такие радикальные изменения нет.

Еще одним спорным аспектом, по мнению Джакупова, является нововведение в механизме автоматического присвоения условной скидки за уплаченные налоги. Теперь компании с большими налоговыми отчислениями получат преимущество при участии в любых конкурсах. Скидка будет увеличиваться на 0,1% за каждые дополнительные 0,1% уплаченных налогов, но не превысит три процента.

Глава НЦИП считает, что несмотря на внешнюю якобы привлекательность таких мер, они могут привести к негативным последствиям для экономики и справедливости в распределении госконтрактов. Не исключено, что компании будут искусственно завышать налоговые показатели, что ставит в неравное положение тех, кто продолжает вести деятельность честно и прозрачно.

Еще одна мера в госзакупках, которая, по мнению Джакупова, прямо противоречит принципам добросовестной конкуренции и свободы предпринимательской деятельности – критерий «отрицательное значение». Это когда веб-портал автоматически уменьшает общую сумму условной скидки на 0,1% за каждый действующий у поставщика договор или протокол итогов, где он признан победителем.

Мера якобы направлена на борьбу с компаниями, которые массово выигрывают конкурсы, но, с другой стороны, создается искусственное ограничение для тех, кто обладает достаточными ресурсами и опытом для одновременного выполнения нескольких проектов.

Фактически компании, которые успешно справляются с множеством задач, наказывают за их же эффективность. Проект новых Правил госзакупок предлагает увеличение показателя «отрицательного значения» с 0,1% до 0,2%, что еще больше ужесточает существующий административный барьер для бизнеса.

Помимо всего прочего, в 2025 году в силу вступит новый закон о госзакупках, который запрещает компаниям участвовать в госзакупках, если их учредитель или аффилированные лица связаны с компанией, внесенной в реестр недобросовестных поставщиков.

Такие подходы, основанные на коллективной ответственности, противоречат заявленным целям государства по поддержке предпринимательства и переходу малого бизнеса в средний, считает Асланбек Джакупов.

Он также отмечает, что еще одна новелла в законе о госзакупках по снижению порога для привлечения субподряда с 50% до 30% может показаться обычной мерой госрегулирования. Однако возникает закономерный вопрос: почему именно 30%? На данный момент отсутствуют анализ и оценка воздействия на рынок вводимых мер.

В последние годы предприниматели все чаще сталкиваются с таким неэффективным госрегулированием, что вынуждает их искать обходные пути или даже уходить в тень. Такие случаи наблюдаются во многих важных для общества сферах: здравоохранении, образовании, строительстве и др.

Для предотвращения подобных ситуаций государство обладает достаточным количеством инструментов. Один из них – анализ регуляторного воздействия (АРВ), который позволяет предсказать, как изменения в законах скажутся на бизнесе и экономической активности в стране, а также улучшить качество принимаемых решений.

Как сообщает Джакупов, эффективность этого института уже доказана, и его дальнейшее развитие заложено в правовой политике страны до 2030 года.

К сожалению, в последнее время разработчики все чаще избегают институт АРВ, что позволяет вводить новые правила и ограничения без должного обоснования их пользы. Особенно заметно это в сфере госзакупок, где такие действия стали обычным явлением.

Джакупов подчеркивает, что министерства юстиции и национальной экономики играют ключевую роль в контроле за соблюдением обязательных процедур. Однако в отношении актов, касающихся госзакупок, складывается впечатление, что эти обязательные нормы все чаще игнорируют.

В заключение глава НЦИП напомнил, что при принятии любых решений государственные органы обязаны учитывать социально-экономические последствия и анализировать их влияние на рынок. Ведь без этого любое нововведение, каким бы полезным оно ни казалось, рискует не оправдать ожиданий и привести к непредсказуемым последствиям для бизнеса и экономики в целом.