Адвокат Мурат Адам-Байгалиев выступил в ООН с докладом о давлении на журналистов в Казахстане, одновременно участвуя в уголовном преследовании журналиста Олега Гусева и требуя его изоляции. Это противоречие подрывает доверие к правозащитной риторике, считает журналист Гульбану Абенова.
В Алматы в ближайшее время ожидается оглашение приговора по уголовному делу в отношении журналиста Олега Гусева. Производство начали по заявлению некой Е. Садвакасовой и квалифицировали по ст.147 УК РК («Нарушение неприкосновенности частной жизни»).
Как сообщила на своей странице в Facebook Гульбану Абенова, Гусев неоднократно заявлял публично, что информация, ставшая основанием для уголовного преследования, была получена им из открытых источников.
Как следует из открытых судебных заседаний, интересы заявительницы представляет адвокат Мурат Адам-Байгалиев. По словам Гусева, на предварительном судебном заседании 18 июня представитель потерпевшей стороны ходатайствовал о его изоляции на период судебного разбирательства. В качестве аргументов указывалось возможное влияние журналиста на общественное мнение, свидетелей и суд.
При этом уже спустя несколько дней после этого заседания Мурат Адам-Байгалиев принял участие в международном правозащитном мероприятии в Женеве. На площадке ООН он выступал с докладом, посвящённым проблемам давления на журналистов и свободе слова в Казахстане.
«Эти два факта - участие в уголовном преследовании конкретного журналиста и публичные заявления о защите свободы слова на международной арене - вызывают вопросы и выглядят, по меньшей мере, противоречиво», — пишет Абенова.
По ее словам, речь идёт не о правовой оценке действий адвоката — такую оценку может дать исключительно суд в рамках действующего законодательства. Однако с точки зрения общественного восприятия подобная ситуация подрывает доверие к правозащитной риторике и ставит под сомнение её искренность.
«То есть в период когда он общался с Бажкеновой и либеральной средой, одновременно участвовал в процессе против другого журналиста, призывал судью его посадить, а после как ни в чем не бывало рассказывал в ООН как у нас обижают независимую прессу?» — говорится в сообщении.
Отмечается, что именно такие противоречия — а не отдельные уголовные дела — наносят наибольший ущерб доверию к правозащитному сообществу и к самой идее защиты свободы слова.
Напомним, ранее в отношении главного редактора издания ORDA Гульнар Бажкеновой возбудили уголовные дела. В офисе СМИ прошли обыски, а сама она по решению суда была помещена под домашний арест.
Адвокат Бажкеновой Мурат Адам-Байгалиев выступил с обращением, охарактеризовав происходящее как применение пыток. Заявление адвоката получило широкий общественный резонанс и обсуждение в социальных сетях.
Вместе с тем стало известно, что Мурат Адам имел судимость. На выборах председателя Республиканской коллегии адвокатов он объяснил инцидент как студенческую шалость с соседкой. Однако, по имеющимся данным, случай произошел в здании суда после заседания. Потерпевшей оказалась пожилая женщина-свидетель. Адвокат публично оскорбил ее и толкнул, после чего она обратилась в полицию.
Конфликт произошел на глазах посторонних и был зафиксирован камерами. Суд признал юриста виновным с назначением общественных работ и компенсаций.