Сотни железнодорожников в ключевых регионах страны записывают видеообращения с жалобами на действия силовых структур. Работники транспортной компании в Уральске, Атырау, Актобе и Караганде заявляют о риске потерять работу из-за многолетнего давления на их работодателя — ТОО «ЖелДорТранс-Актобе».
Компания обеспечивает доставку персонала на Карачаганакское месторождение, один из крупнейших промышленных объектов Западного Казахстана, управляемый международным консорциумом Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В. (КПО).
Как сообщает Hronika.kz, Карачаганакское месторождение расположено в труднодоступных районах, где отсутствуют населенные пункты. Единственная связь с цивилизацией — железная дорога. Доставку вахтовых смен осуществляют специальными составами, поскольку нерегулярные перевозки невыгодны национальному перевозчику «Қазақстан темір жолы» (КТЖ).
Требования к комфорту высоки из-за климатических условий и участия иностранных инвесторов. Основную часть нефти экспортируют по трубопроводу Каспийского Трубопроводного Консорциума (КТК) к порту «Южная Озерёевка».
Отмечается, что экспорт казахстанской нефти подвергается угрозам — от украинских дронов до решений российских чиновников. Повышение НДС до 16% с 2026 года не компенсирует потери. Теперь к проблемам может добавиться паралич доставки работников.
В центре конфликта — две компании с разными возможностями. ТОО «ЖелДорТранс-Актобе» с 340 сотрудниками обладает подвижным составом, современными тепловозами и квалифицированными железнодорожниками. ТОО «ТРАНСТУРС Казахстан» специализируется на туризме и не имеет ни тепловозов, ни вагонов, ни машинистов.
Противостояние началось после заключения КПО прямого пятилетнего контракта на 3 млрд тенге напрямую с ТОО «ЖелДорТранс-Актобе». Ранее ТОО «ТРАНСТУРС Казахстан» выступало посредником и получило от ТОО «ЖелДорТранс-Актобе» $350 тысяч. Деньги передавались наличными под расписку.
Сообщается, якобы учредитель ТОО «ТРАНСТУРС Казахстан» Карлыгаш Аубакирова (Алдабергенова) привлекает связи в органах прокуратуры для давления на конкурентов. В качестве рычага используется ДТП 2021 года на железнодорожном переезде, где погибла женщина. Показательно, что у родственников погибшей и представителей ТОО «ТРАНСТУРС Казахстан» одна адвокатская контора.
Уже четвертый раз возбуждается расследование по этому ДТП, ранее прекращавшееся за отсутствием состава преступления. Прокуроры добились экспертного заключения против ТОО «ЖелДорТранс-Актобе». Если прокуратура настоит на обвинении, это создаст опасный прецедент для всей транспортной отрасли.
Нарушение транспортного обеспечения месторождения грозит остановкой поставок нефти — потерями бюджета в миллионы долларов ежедневно.
Неясно, как ТОО «ТРАНСТУРС Казахстан» планирует выполнять контракт. Вагоны партнерской компании ТОО «Туран Экспресс» КПО отклонило как устаревшие. Видимо, госпожа Аубакирова (Алдабергенова) рассчитывает заполучить состав ТОО «ЖелДорТранс-Актобе» через уголовное дело.
По данным источника, 340 сотрудников записывают обращения к Президенту с просьбой прекратить преследование работодателя. Они не хотят работать с туристической фирмой, которая стремится разорить их компанию.
Ситуация демонстрирует противоречие между декларируемой защитой бизнеса и реальной практикой правоохранителей. Конфликт интересов одной компании угрожает стабильности крупнейшего промышленного проекта и благосостоянию сотен семей.
К концу 2025 года ТОО «ЖелДорТранс-Актобе» может быть разорено, что приведет к остановке поставок нефти Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В. из-за невозможности доставлять персонал на рабочие места. В результате бюджет Казахстана будет нести многомиллионные ежедневные потери.
Железнодорожный конфликт угрожает работе крупнейшего нефтяного месторождения Казахстана

- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии