В городе Косшы Акмолинской области в феврале текущего года на баланс акимата передали систему управления дорожным движением «Мегаполис», установленную за счёт средств частной компании ТОО «СпецТрейдТМ». Через четыре месяца — 4 июня — эта же компания выиграла тендер на 57 млн тенге на обслуживание светофорных объектов.
По данным SotReport.kz, конкурс прошёл без конкуренции и с рядом нарушений законодательства. В тендере участвовали три компании: ТОО «СпецТрейдТМ», ТОО «СпецСтройСервис-KZ» и ТОО «Research and Development Solution».
Как стало известно, до текущего года светофоры в Косшы были интегрированы в АСУДД (автоматизированную систему управления дорожным движением) на основании меморандума, подписанного бывшим акимом города Гайдаром Кайсеновым. Систему модернизировало и обслуживало ТОО «СМЭУ-Астана».

Сообщается, что в ноябре прошлого года - после прихода нового акима Азамата Капышева - городские светофоры отключили от казахстанского программного обеспечения (ПО).
В акимате заявили, что прошлый подрядчик «закрыл доступ к ПО», что вынудило установить новый софт. Однако журналисты отметили, что акимат отключился от казахстанской программы по собственному желанию и 31 января текущего года даже написал об этом письмо.
«Отключение светофорных объектов города Косшы было произведено подрядной организацией (ТОО «Кокжал») по согласованию с заказчиком (управлением транспорта города)», - написали в ведомстве.
Позже выяснилось, что администрация города решила поставить российское ПО — «Мегаполис».
Представители ведомства объясняли такой выбор «нежеланием зависеть от прежнего поставщика» и утверждениями, что продукт якобы является «общедоступным». Однако журналисты отмечают, что использование «Мегаполиса» в Казахстане контролируется его правообладателем и ограничено для сторонних компаний.
Также СМИ утверждают, что акимат проводил конкурс на обслуживание светофоров, не уделив должного внимания ряду обстоятельств:
- отсутствие сертификата качества ПО «Мегаполис»;
- победитель государственных закупок на обслуживание светофоров с системой «Мегаполис» ранее «безвозмездно» установил программное обеспечение «Мегаполис»;
- второй потенциальный поставщик, принявший участие в конкурсе, не обладает необходимой техникой для выполнения обязательств по договору о госзакупках в случае выигрыша конкурса;
- третий потенциальный поставщик не имеет нужного сертификата об обучении у правообладателя ПО «Мегаполис».
Как оказалось, второй участник торгов — «СпецСтройСервис-KZ» — арендовал для выполнения обязательств кран у «Астана қалалық жарық». Согласно данным adilet.gov.kz, кран находится под арестом из-за долгов арендодателя, что делает аренду юридически сомнительной.
В то же время в министерстве финансов сейчас рассматривают проект поправок с изменениями процедуры передачи имущества (в том числе интеллектуального) государству по договору дарения.
«Если документ ратифицируют, компании при передаче ПО должны будут получить заключение уполномоченного органа в сфере информатизации. А значит устаревшие, дублирующие или неэффективные решения будут попадать в госсобственность намного реже», - говорится в сообщении.
Напомним, в ноябре прошлого года редакция ФБРК анализировала, как менялась стоимость договоров на обслуживание светофоров в Косшы. Мы также рассказывали об общем росте расходов на дорожную инфраструктуру в Казахстане.