Журналисты поговорили с советником премьер-министра по экономике Алишером Кожасбаевым о состоянии отрасли. По словам чиновника, Казахстан вступает в период сложных решений: снижается рентабельность традиционной нефтедобычи, растут тарифы и НДС, усиливается инфляционное давление. Он утверждает, что страна проходит болезненный, но необходимый этап трансформации экономики — от дешёвых ресурсов к переработке и промышленному производству.
По данным Tengrinews.kz, Кожасбаев считает, что время, когда нефтяная рента покрывала любые расходы государства, подходит к концу. Прежняя модель — дешёвое топливо, субсидии, нерыночные удешевления — больше не работает.
«Эпоха лёгких денег закончилась: теперь стране предстоит жить без нефтяной подушки, растить переработку, возвращать баланс в налоговую систему и научиться честно платить налоги. А людям — понять, что стабильность больше не покупается за счёт Нацфонда», — сообщил он.
Советник подчёркивает проблему горюче-смазочных материалов (ГСМ). Разница в ценах на топливо с соседними странами остаётся высокой, что провоцирует перетоки, а контролировать их практически невозможно.
Как отмечается, добывающие дочерние компании АО «КазМунайГаз» (КМГ) поставляют нефть на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) по 12–30 долларов за баррель при мировой цене 60–100 долларов. Это удерживает внутренние цены на бензин, но делает добычу менее прибыльной.
При этом прибыль КМГ формируется преимущественно за счёт дивидендов от долей в трёх крупных проектах: «Тенгизшевройл», «Кашаган» и «Карачаганак».
«Получается, что дешёвый бензин поддерживает экономику, но ослабляет флагманы, которые фактически кормят страну. Ведь это из общего государственного «котла» строятся дороги, школы. И самый большой вклад в этот котёл делает нефтегазовый сектор», — поясняет Кожасбаев.
Он отмечает, что проблему следовало решать 10 лет назад. Теперь накопившиеся вызовы наслаиваются одновременно.
Кожасбаев утверждает, что государство обязано смотреть вперёд на 15–20 лет. Трудные меры принимают сегодня, чтобы через несколько лет снизить нагрузку.
«Это болезненный переход, но необходимый. Честно скажу: он выпал на долю нашего поколения. И я не считаю, что всё плохо. Да, сложно, но это не катастрофа», — отметил советник.
Он подчеркнул, что речь идёт не о физическом исчерпании нефти, а об экономическом: многие месторождения становятся убыточными.
По открытым данным, за 10 лет общая добыча нефти в Казахстане выросла на 10%. Однако, если исключить три гигантских проекта – «Тенгизшевройл», «Кашаган» и «Карачаганак», добыча казахстанских компаний снизилась на 35%.
Вместе с тем Кожасбаев говорит о двух ключевых показателях, по которым Казахстан значительно уступает конкурентам – производительность труда и плотность ВВП на квадратный километр.
«Вот в этих двух факторах и кроются наши главные экономические вызовы. Казахстан — девятая страна в мире по территории, но примерно 180-я по плотности населения. Людей мало, а пространство огромное. Кроме того, мы до сих пор пожинаем последствия советской градостроительной политики. Тогда логика была простая: «Большая территория — нужно застроить её городами», — сообщил советник премьер-министра.
Он добавил, что лишь около 1,5 тыс. компаний из 2,4 млн субъектов бизнеса формируют основную часть поступлений в бюджет. Крупные проекты регионов финансируются в основном из республиканского бюджета, где значительная доля приходится на нефтяные доходы.
По словам советника, производительность труда в экономике — около 15 долларов в час, а в нефтяной отрасли — 382. Если исключить нефтяной сектор, показатель падает до 6–8 долларов.
Советник премьер-министра по экономике Алишер Кожасбаев отметил, что рынок готовой продукции жёстко контролируют Китай, Россия и страны Европы. Поэтому Казахстану важно развивать продукты передела — от пластика до полуфабрикатов для мировых производителей.
Объём обрабатывающей промышленности в стране за 10 лет вырос почти на 50%. Правительство ориентируется на южные рынки — Узбекистан, Кыргызстан, Афганистан, Иран, Пакистан, а также на Индию, где сохраняется высокий спрос на массовую продукцию.
Основная цель — производить полуфабрикаты и компоненты, из которых другие страны будут собирать готовые товары. Это снижает волатильность экономики и зависимость от нефтяных цен.
Кожасбаев утверждает: повышение тарифов и налоговая реформа — это максимально плавные меры из всех возможных. Если растянуть процесс сильнее, система не выдержит.
«Подорвёт ТЭЦ, закончится бензин, дороги будет не из чего строить. Даже битум, из которого делают дороги, в стране производить невыгодно — тоже из нефти, кстати. Поэтому тарифы приходится поднимать сейчас», — говорится в сообщении.
Вместе с тем Кожасбаев напомнил, что автопром остается одним из главных источников оттока валюты. Поэтому его развитие — стратегический выбор.
Он отметил, что сегодня Казахстан производит не только крупноузловую, но и мелкоузловую сборку, включая сложные компоненты.
«Рамы для КАМАЗов сегодня делает наш костанайский завод — новый, построенный с нуля, буквально поднятый в степи. И теперь ССГПО, тот самый гигант, который раньше диктовал условия, не может найти работников — потому что люди уходят работать на новые предприятия. Они вынуждены конкурировать за кадры, повышать зарплаты, менять условия труда. Вот она, живая экономика, о которой мы говорим», — сообщил советник.
Он подчеркнул, что прямой замены нефти нет. Но альтернативами становятся переработка минерального сырья — меди, золота, редкоземельных элементов, строительство нового медеплавильного завода, а также масштабная геологоразведка.
Как отмечается, переработка редкоземельных элементов — один из самых сложных технологических процессов. Заместить нефть доходами от редкозёмов практически невозможно без технологического прорыва.
По словам советника премьер-министра, Казахстан проходит неизбежный этап трансформации: нефть перестаёт быть основой экономики, государство вынуждено принимать непопулярные решения, а промышленность — медленно, но стабильно растёт.
В заключение он подчеркнул, что успех реформ зависит не только от правительства, но и от предпринимателей и общества в целом.