Общественник требует ужесточить ответственность за экологические нарушения

Автор: Вера Александрова, 26 сентября, 2024
загрязнение воздуха

Актюбинский общественник Мурат Жакиев пытается призвать к ответственности предприятия, которые на протяжении многих лет загрязняют экологию города.

По данным Ratel.kz, Жакиев заявил, что за вредные выбросы и хранение вредных веществ эти компании платят государству чрезвычайно мало денег.

«В казахстанском Налоговом кодексе есть 576 статья, которая называется «Ставки оплаты». По ним рассчитывается оплата за выбросы вредных веществ в окружающую среду. А конкретно за складирование, захоронение отходов производств 1-2 категорий. К таким объектам у нас в области относятся предприятия «Казхрома», Актюбинского завода хромовых соединений (АЗХС) и нефтяные разработки. Ставки этих платежей рассчитываются исходя из МРП. Так вот, эта ставка для подобных предприятий составляет 0.019% МРП за 1 тонну отходов!» - пишет общественник.

Экоактивист обратился с вопросом к министерству финансов, почему установлены такие мизерные ставки за загрязнение природы. Ведомство перенаправило запрос Жакиева в министерство экологии, где ответили, что такие ставки сформировали ещё в 2007 году. Однако почему их не пересматривали, экологи ответить не смогли.

«Неудивительно, почему предприятиям-загрязнителям выгоднее просто складировать свои отходы, нежели искать прогрессивные экологические методы для их утилизации и заботиться о создании экологической здоровой среды», - говорится в сообщении.

Отмечается, что минэкологии не смогли объяснить, почему в стране регулярно растут тарифы на электроэнергию и воду для населения, тогда как ставки для предприятий за загрязнение природы не меняются с 2007 года. 

«При этом отходы этих предприятий, к примеру АЗХС – это бихромат натрия - отход с 6-валентным хромом, хромовый ангидрид, сульфат хрома, шлам сернистого натрия, монохромный шлам, шлам сернистого натрия. Другой отход - монохромный шлам содержит 6-валентный хром. А шлам сернистого натрия при взаимодействии с углекислым газом в атмосфере и влажностью образует сероводород и вонь, которой регулярно накрывает Актобе. Чиновники-экологи при этом говорят, что не могут установить источник этой вони. А есть ещё шлаки и шламы Актюбинского ферросплавного завода (АЗФ), которые не менее опасны для здоровья», - возмущается Жакиев.

По данным областного налогового комитета, за последние три года Актюбинские предприятия 1-2 категории выработали 14 тыс. 126 тонн отходов, за что заплатили чуть больше 18 млн тенге. В среднем выходит 131 тенге за тонну.

«Только у АЗФ сейчас около 13 млн тонн отходов на сегодняшний день. Эти отходы накоплены ещё с советских времён. В основном это хромшпинальный порошок. Это отход обогащения руды. По тем же данным налоговой, за три года «Казхром» произвёл 55 тыс. 316 тонн отходов. Но заплатил за отходы «Казхром» только за 2021 год, это почти 6 млн тенге, по 110 тенге за 1 тонну. За 2022 и 2023 годы оплаты, по данным налоговой, почему-то нет», - комментирует данные областного налогового комитета общественник.

Жакиев установил, что, если к примеру предприятие, выработало за год 5 тыс. тонн отходов и оплатило за них налоги, то в следующем году этот вес при оплате налога не учитывают. То есть платят только за новые отходы.

«Но от этого опасными и токсичными эти отходы не перестали быть. То есть заводам выгодно складировать на своей территории отходы и платить за них, по сути, копейки. С такими налоговыми нормами Актюбинская область становиться свалкой токсичных отходов», - делает вывод Жакиев.