Общественник потребовал проверить контракт КТЖ с Wabtec на $4,2 млрд

КТЖ и Wabtec

Общественный деятель Эльмар Хусаинов подал заявления в Генеральную прокуратуру и Антикоррупционную службу с требованием проверить законность контракта между АО «НК «Қазақстан темір жолы» (КТЖ) и американской корпорацией Wabtec.

Сделка на $4,2 млрд предусматривает поставку 300 локомотивов серии ES44Aci evolution, их частичную сборку в Астане и последующее обслуживание. Заявитель считает, что стоимость контракта завышена, а сама сделка содержит признаки коррупции.

В конце сентября в СМИ сообщалось о подписании соглашения между КТЖ и Wabtec. Контракт назван крупнейшим в истории американской корпорации и одним из самых масштабных для казахстанской компании. Сборка локомотивов планируется на действующем локомотивосборочном заводе в Астане, который представляет собой совместное предприятие, ранее частично проданное российскому «Трансмашхолдингу».

В своем заявлении от 3 ноября, опубликованном на странице в Facebook, Хусаинов ссылается на материалы казахстанских СМИ, где обсуждались обстоятельства подписания соглашения. В одном из интервью бывший руководитель КТЖ Ерлан Атамкулов заявил о непрозрачности переговоров и искусственном завышении стоимости контракта. Эти утверждения вызвали общественный резонанс, однако официальной проверки до настоящего времени не проведено.

В заявлении приводится сравнительный анализ аналогичных международных сделок. В Индии Indian Railways заключила контракт с Siemens Mobility на $3,25 млрд за 1200 электровозов с 35-летним обслуживанием. В Египте Egyptian National Railways модернизировала 1000 дизель-электровозов за $232 млн с учетом сервисных расходов.

При сопоставимых технических параметрах казахстанский контракт значительно превышает стоимость этих проектов. В документе отмечается, что стоимость сделки включает длительное сервисное сопровождение, запасные части и другие позиции, что требует экспертной экономической оценки.

В документе также упоминаются события 2008–2016 годов, когда КТЖ возглавлял Аскар Мамин. Согласно заявлению, в тот период происходила распродажа стратегических активов компании.

В частности, речь идет о приватизации предприятий «Қамқор Локомотив» и «Қамқор Вагон», продаже ТОО «Центр транспортного сервиса», заключении договоров с ТОО «Instant Payments», а также продаже долей АО «Электровоз құрастыру зауыты» (ЭКЗ) французской Alstom Transport SA и АО «Астық-Транс» российскому «Русагротрансу».

По данным заявления, эти операции привели к накоплению долгов КТЖ более чем на 2 трлн тенге и выводу значительной части транспортной инфраструктуры из-под национального контроля.

В обращении перечислены возможные нарушения по статьям 189, 190, 361, 366, 367 и 193 Уголовного кодекса РК, включая присвоение, злоупотребление должностными полномочиями, получение взяток и легализацию преступных доходов. В заявлении содержится просьба провести доследственную проверку с участием КНБ и Агентства по финансовому мониторингу, а также запросить у КТЖ и «Самрук-Қазына» все материалы переговоров с Wabtec.

15 ноября Эльмар Хусаинов сообщил о результатах рассмотрения обращения. Заявление было принято к рассмотрению обеими инстанциями и назначены исполнители. Однако затем документ был перенаправлен в министерство транспорта, комитет внутреннего госаудита и другие ведомства. В итоге обращение вернулось для рассмотрения в сам АО «Самрук-Қазына» и КТЖ.

Автор заявления выразил несогласие с таким порядком рассмотрения, отметив, что вместо проверки компетентные органы перенаправили обращение в те самые организации, действия которых требуется проверить.

Он сообщил о намерении направить аналогичные заявления в другие государственные органы с подробным описанием ситуации. В случае отсутствия результатов внутри страны заявитель не исключает обращения к международным журналистам-расследователям и в зарубежные правоохранительные органы.