Общественник Дидар Смагулов заявил о признаках коррупционных схем при закупке вакцин для Казахстана и направил обращения в Агентство по делам государственной службы (АДГС) и Посольство США. Он утверждает, что министерство здравоохранения лоббирует интересы французской компании Sanofi и игнорирует рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
На своей странице в Facebook Смагулов пишет, что с 2013 года Казахстан закупил бесклеточные вакцины Sanofi — «Гексаксим», «Пентаксим» и «Адасель» — на сумму 149,5 млрд тенге. При этом в 2012 году ВОЗ рекомендовала не спешить с переходом на бесклеточные препараты из-за их меньшей эффективности и необходимости частых ревакцинаций.
Смагулов считает, что именно дорогостоящие поставки стали причиной «необоснованного лоббирования» со стороны минздрава.
Он заявил о возможных «откатах», опираясь на официальный релиз Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) от 2018 года. В документе содержатся сведения о том, что подразделения Sanofi в разных странах, включая Казахстан, давали взятки должностным лицам. Для урегулирования обвинений в США компания выплатила свыше $25 млн (12,9 млрд тенге) в виде незаконной прибыли и штрафа.
Как утверждает общественник, некоторые чиновники, фигурировавшие в период тех поставок, впоследствии получили повышение.
По его словам, на заседании комитета санитарно-эпидемиологического контроля он задал вопрос председателю ведомства Санжарым Бейсеновой и первому вице-министру здравоохранения Тимуру Султангазиеву о причинах участия представителей Sanofi в заседаниях экспертных комиссий, которые минздрав называет независимыми.
Смагулов утверждает, что Султангазиев «отрицал участие компании», однако сам общественник ссылается на ранее предоставленные протоколы, где среди основных докладчиков значились сотрудники Sanofi.
По словам Смагулова, он расценивает это как умышленное введение в заблуждение. В связи с этим общественник сообщил, что подал обращение в АГДС «по факту обмана со стороны вице-министра».
Также он направил в Посольство США запрос о предоставлении деталей, включая имена казахстанских должностных лиц, которым могли передаваться незаконные выплаты.