По мнению американского издания Oil Price, администрация Дональда Трампа рискует окончательно упустить Центральную Азию, где США пока значительно уступают России и Китаю. Статистика личной дипломатии говорит не в пользу Вашингтона, но шанс переломить ситуацию, кажется, еще есть.
В начале сентября лидеры Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана встретились на расширенном заседании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в китайском Тяньцзине. Все они являются членами или партнерами ШОС и БРИКС — структур, которые президент Соединённых Штатов Америки (США) Дональд Трамп назвал созданными «с плохой целью», параллельно угрожая им тарифами за попытки дедолларизации (замещение доллара США в международных расчетах и финансах другими валютами или активами).
При этом статистика личной дипломатии красноречиво показывает расстановку сил в регионе. Например, Владимир Путин совершил 76 визитов в страны Центральной Азии, Си Цзиньпин — 15. В то время как ни один американский президент в Центральной Азии никогда не был. В 2022 году Путин провел больше 50 встреч с региональными лидерами, а бывший президент США Джо Байден ограничился часовой фотосессией на полях Генеральной Ассамблеи ООН в 2023 году.
Как пишут американские медиа, трамповский подход экономического давления здесь малоэффективен, ведь из пяти республик Казахстан занимает лишь 54-е место среди торговых партнеров США, а вот Таджикистан — 208-е.
Логично предположить, что центральноазиатские республики предпочли бы иметь дело с тремя крупными державами одновременно, чтобы сохранить баланс и избежать зависимости от двусторонних отношений с одним более сильным партнером. Регион имеет языковые и деловые связи с Россией, и продолжает получать значительные китайские инвестиции, видит в Иране перспективный рынок, а также инвестирует в контролируемый талибами Афганистан.
Вашингтон, со своей стороны, мог бы сыграть ключевую роль в решении экологических вызовов региона — от высыхания Аральского моря до масштабных выбросов метана в Туркменистане — предложив современные технологии и финансовую поддержку. Однако пока этого не произошло. Инициативу перехватил президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, пригласивший Дональда Трампа посетить регион, и такой визит вполне мог бы стать отправной точкой для нового формата сотрудничества.
Для Центральной Азии и особенно для Казахстана как экономического лидера региона ставки высоки. Ведь, как ни крути, зависимость от двух соседей превращает республики в заложников их противостояния с Западом — от санкций против России страдает казахстанский экспорт, а торговая война США и Китая бьет по инвестициям.
Появление американского фактора кардинально изменило бы расклад сил. Вашингтон мог бы предложить то, чего не дают Москва и Пекин: доступ к передовым технологиям без политических условий, инвестиции в зеленую энергетику и диверсификацию от нефтегазовой зависимости, интеграцию в глобальные цепочки поставок в обход российских и китайских монополий.
Для амбициозного Казахстана, претендующего на роль моста между Европой и Азией, американское партнерство — это шанс не просто балансировать между соседями, а стать самостоятельным игроком на международной арене.
А пока остается только наблюдать, сможет ли Центральная Азия превратиться из периферии великих держав в самостоятельный центр силы - полноценную среднюю державу, или так и останется объектом чужих геополитических амбиций.