АО «Жасыл даму» собрало в прошлом году рекордные 306 млрд тенге утилизационного сбора. На главные задачи компании, экологию и утилизацию, потратили скромные 3,5 млрд тенге. Иными словами из каждых ста тенге утильсбора только один тенге дошел до своего назначения. Но куда делось остальное?
Как сообщает Nege.kz, на приобретение пожарной и спасательной техники для министерства по чрезвычайным ситуациям выделили 85 млрд тенге, еще 17 млрд направили на спецтехнику для дорожного строительства, 15 млрд – на закупку автобусов. А вот строительство предприятий по переработке бытовых отходов, являющееся приоритетной задачей в сфере экологии, получило минимальное финансирование.
Но и это еще не все. Из общего объема поступлений 122 млрд тенге потратили на операционную деятельность госкомпании, а оставшиеся после уплаты налогов средства разместили в финансовых инструментах.
А именно, компания приобрела государственные облигации на 114 млрд тенге - то есть государственная компания фактически одолжила деньги собственному государству.
120 млрд тенге разместили на банковских депозитах, а кроме того, компания участвовала в операциях РЕПО (соглашения о продаже ценных бумаг с обязательством их обратного выкупа) и овернайт (краткосрочные межбанковские кредиты на одну ночь).
Доходы от этих операций составили 36 млрд тенге - совсем неплохо для компании, которая должна заниматься экологией.
Выходит, что минфин решил свои проблемы с заимствованиями, банки получили дешевые деньги, а вот экология во всей этой схеме осталась ни с чем. Зато «Жасыл даму» из экологического оператора, судя по всему, превратилось в обычную инвестиционную компанию.
Кстати, как пишет Nege.kz, компания не публикует детальных отчетов о своей деятельности. Хотите знать, куда ушли ваши деньги с утильсбора? Увы.
_______________
Для справки: утилизационный сбор — это обязательный платеж, который взимается с производителей и импортеров транспортных средств, а также техники, ввозимой или произведённой в стране, для финансирования последующей утилизации этих товаров и переработки отходов.
Напомним, что тема реформирования системы утилизационного сбора приобрела особую актуальность в 2024 году. В мае на платформе epetition.kz появилась петиция «За рост доходов народа! За развитие промышленности!», авторы которой выступали «за активное развитие и поддержку местного производства».
Инициативу тогда поддержали представители крупных промышленных предприятий, включая «Qarmet», Карагандинский литейно-машиностроительный завод группы «Kazakhmys», компании группы «Imstalcon», завод «QazTehna». Однако петиция не получила поддержки, в том числе, из-за неоднократной неявки инициатора движения Санжара Бокаева на заседания рабочей группы и отсутствия проработанной аргументации.
В июне 2024 года первый заместитель премьер-министра Роман Скляр, отвечая на критику использования утильсбора, заявил, что средства направляются на экологические проекты, включая строительство заводов по переработке отходов, закупку противопожарной техники и обновление основных средств МЧС.
Однако данные финансовой отчетности ясно показывают, что декларируемые приоритеты не находят адекватного отражения в структуре расходов.
А ведь этим деньгам можно было бы найти гораздо лучшее применение, о чем редакция ФБРК говорила еще год назад. Взять хотя бы сельское хозяйство — там острейшая нехватка современной техники. Или создать полноценную систему переработки отходов, которой у нас до сих пор нет. Но вместо этого утильсбор кормит банки и покрывает государственные займы.