Куда делись дроны минсельхоза за 368 млн тенге

агродроны

Из 46 агродронов, закупленных министерством сельского хозяйства (МСХ) в 2024 году по 8 млн тенге каждый, 27 единиц уже находятся «на гарантийном ремонте». При этом ведомство, судя по всему, не может объяснить, что именно с ними случилось, сколько они реально проработали и кто за это ответит. Редакция ФБРК продолжает разбираться, как риторика МСХ может вступать в конфликт с реальностью.

Совсем недавно в СМИ разлетелось видео, на котором люди, предположительно - сотрудники РГП «Фитосанитария», извлекают из кустарниковой растительности поврежденные беспилотные летательные аппараты. Дроны визуально соответствуют тем, что министерство сельского хозяйства закупило в 2024 году за 368 млн тенге, по 8 млн тенге за единицу. 

Редакция ФБРК решила узнать, как обстоят дела с этой дорогостоящей техникой: куда делись дроны и используются ли они по назначению. Мы направили официальный запрос в минсельхоз. Правда, ответ ведомства поднимает гораздо больше вопросов, чем дает ответов.

Самое примечательное началось с вопроса о поломках и повреждениях техники. Министерство сообщает: «В настоящее время 27 дронов переданы поставщику с целью проведения технического обслуживания и ремонта в рамках гарантийных обязательств»

Из 46 закупленных дронов 27 находятся на ремонте. Это 58,7% от общего количества. Иными словами, больше половины техники, закупленной менее года назад, по какой-то причине не работает. 

Что произошло с этими дронами? Министерство использует обтекаемую формулировку «техническое обслуживание и ремонт». Но давайте будем честны: техническое обслуживание — это плановая процедура, которая не требует передачи больше половины парка техники поставщику одновременно. Если же речь идет о «ремонте в рамках гарантийных обязательств», значит, если рассуждать логически, дроны либо сломались, либо были повреждены. Третьего просто не дано.

При этом министерство не сообщило ни когда именно дроны были переданы в ремонт, ни какие конкретно неисправности или повреждения были выявлены, ни где физически сейчас находятся эти 27 единиц техники. Нет информации о том, кто эксплуатировал дроны в момент возникновения проблем, проводилось ли служебное расследование, составлялись ли акты о повреждении имущества. Полная информационная пустота при том, что речь идет о государственном имуществе стоимостью больше 200 млн тенге.

Дальше интереснее. Мы запросили данные о фактическом использовании дронов — сколько часов они налетали и какую площадь обработали. Министерство отвечает: «По состоянию на 2025 год общая обработанная площадь с применением данных дронов составила 52,483 тыс. гектаров»

Информации о количестве часов полета дронов, как видно, нет. Почему? Есть несколько версий: либо журнал учета полетов, который согласно пункту 22 приказа министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) №706 обязаны вести все эксплуатанты беспилотных систем, просто не ведется, либо данные настолько неприглядные, что их просто неудобно озвучивать. А может, данных вообще нет, потому что системного учета просто не существует

И даже те цифры, которые должны отражать эффективность дронов, вызывают серьезные сомнения. Итак, 52,4 тыс. га обработано за период «по состоянию на 2025 год». Сама формулировка уже вызывает вопросы: это данные за весь период с момента получения дронов или только за 2025 год? Дроны были закуплены в 2024 году — где статистика за прошлый год? Министерство не уточняет.

Предположим щедро, что это данные за весь период эксплуатации, примерно полтора года с учетом сезонности. Давайте считать. 52,4 тыс. га делим на 46 дронов — получаем около 1 140 га на один дрон. Для сравнения, современный сельскохозяйственный дрон способен за сезон обрабатывать от 5 до 10 тыс. га, что следует из технической спецификации к закупкам по обработке против саранчи. Тогда получается, что дроны минсельхоза используются примерно на 10-20% от своих возможностей. 

Но это еще не все. Если учесть, что 27 дронов находятся в ремонте, значит, реально работают только 19 единиц. Пересчитываем. 52,4 тыс. га на 19 дроновоколо 2 758 га на дрон. Это все равно в 2-4 раза меньше нормальной производительности.

Теперь посчитаем экономику. Стоимость техники — 368 млн тенге. Обработано 52,4 тыс. га. Делим одно на другое — получаем 7 021 тенге за гектар. И это только амортизация стоимости самих дронов, без учета расходов на пестициды, зарплаты операторов, техническое обслуживание. 

Для сравнения, согласно официальным данным МСХ, закупочная цена услуг по химической обработке против саранчовых беспилотными системами в 2025 году составляла 3 400 тенге за гектар: подрядчик приезжает со своей техникой, обрабатывает поле, уезжает. Тогда получается, что министерство потратило на одну только амортизацию купленных дронов вдвое больше рыночной стоимости полного цикла работ. 

Наша редакция также задала вопрос о квалификации пилотов. Согласно приказу МИИР №706, для управления дронами в целях авиационных работ требуется второй уровень допуска — это минимум 100 часов налета и 50 часов специального обучения. Мы спросили: сколько пилотов в структурах минсельхоза имеют такую квалификацию? 

Министерство ответило, что разрешения выдаются организациям-эксплуатантам, а не индивидуальным пилотам, и что РГП «Фитосанитария» обладает действующим разрешением. Но вот только это не ответ на заданный вопрос. Наличие разрешения у организации не означает автоматически, что в ней работают квалифицированные специалисты. 

Сколько сотрудников РГП «Фитосанитария» реально прошли обучение по программе не менее 50 часов? Сколько из них имеют налет не менее 100 часов? Есть ли у них практические навыки управления в различных режимах полета? Министерство на эти вопросы не ответило.

Когда же мы попросили предоставить информацию об идентификационных признаках дронов — цвете, наклейках, логотипах, инвентарных номерах, которые позволили бы отличить их от коммерческих аппаратов, министерство отправило нас на веб-портал государственных закупок, где можно «ознакомиться самостоятельно». Проблема в том, что на сайте госзакупок обычно размещаются технические спецификации из договора, но не фотографии фактически поставленной техники с видимой маркировкой.  Получается, что установить принадлежность конкретного дрона к государственной закупке практически невозможно. Случайность это или намеренное затруднение идентификации — пусть каждый решает сам.

Итак, попробуем подытожить то, что мы узнали из ответа министерства. Из 46 дронов стоимостью 368 млн тенге 27 единиц находятся на ремонте — почему, когда и где именно, неизвестно. Фактическое использование техники, судя по всему, составляет лишь незначительный процент от возможностей. Данные о часах налета не предоставлены — возможно, потому что учет не ведется. Информация о квалификации операторов отсутствует. Экономическая эффективность под большим вопросом. Персональная ответственность не установлена.

Создается устойчивое впечатление, что в министерстве рассуждают примерно так: если на неудобные вопросы отвечать общими фразами, отсылать к открытым источникам и подменять одни показатели другими, то журналисты рано или поздно устанут, общественность забудет, а проблема рассосется сама собой. 

Это называется системной безответственностью. Когда огромные бюджетные средства расходуются без должного контроля, без прозрачной отчетности, без персональных последствий для тех, кто принимает решения. Когда простые арифметические расчеты вызывают множество обоснованных вопросов, но никто не считает нужным что-либо объяснять.

Впрочем, если вы думаете, что история с дронами — это единственная проблема министерства сельского хозяйства, вынуждены вас разочаровать. У редакции ФБРК, безусловно, есть что рассказать. 

Продолжение следует...