Конфликт главного редактора ORDA Гульнары Бажкеновой с банкиром Вячеславом Кимом превратился в главное медийное событие года. Заявления о заказных материалах против Тимура Турлова, подозрения в скрытом финансировании проекта, спор за контроль над изданием — всё это сплелось в историю, где каждая новая реплика моментально становится предметом публичного разбора.
На днях Бажкенова публично заявила, что Ким требовал от редакции писать материалы против владельца Freedom Finance Тимура Турлова и основателя Kazakhstan Paramount Engineering Айбека Барысова. По её словам, от таких «заказов» она отказалась, хотя признаёт, что критиковала Турлова по «личным мотивам».
Формально доказать эти обвинения невозможно — всё упирается в вопросы личной «веры». Но простая проверка материалов ORDA по тегу «Турлов» складывает впечатление, что редакция активно вела линию, совпадающую с интересами Кима. Это впечатление становится особенно ярким на фоне острой фазы конфликта, где главное оружие журналиста — слова и авторитет.
Вот со вторым всё не так однозначно. Авторитет «неподкупного» и «независимого» медиа рассыпался, когда страна узнала, кто настоящий бенефициар ORDA. Скажем честно: во всём мире редакционная политика крупных изданий проявляет гибкость, когда речь об интересах акционера.
Напомним, в начале осени Максат Ганиев заявил, что владеет 70% доли в ТОО «OrdaMediakz». По его версии, он зарегистрировал компанию в 2020 году, а Бажкенова приобрела долю позже. Проверка документов подтвердила: Ганиев — изначальный учредитель, Бажкенова — руководитель.
Бажкенова утверждает, что документ подделан. Однако в экспертизе ей отказали, суд она проиграла. Бажкенова призналась: первого учредительного документа, который мог бы доказать её версию, у неё нет.
Контрастно выглядит прежняя позиция Бажкеновой на фоне заявлений Ганиева о многомиллионных инвестициях. В суде по делу о плагиате с Ratel.kz её представители убеждали, что ORDA — «микробизнес» с 7 сотрудниками. Теперь, когда учредитель говорит о десятках миллионов тенге, эта версия выглядит противоречиво. Если деньги были немалые — кто определял редакционную политику?
Отдельного внимания заслуживает сентябрьская публикация о якобы задержании министра Мурата Нуртлеу. ORDA выстрелила громким заявлением: министр задержан с предпринимателем Гаджи Гаджиевым и сотрудниками КНБ.
Издание ссылалось на «источники». Но государственные органы опровергли информацию, а Нуртлеу вскоре появился на публике. Редакция не отступила, переключившись на трактовку его перевода как «понижения». Но и эта версия не получила подтверждений.
История оказалась громкой, но холостой — и вопрос остаётся открытым: случайность это или элемент чьей-то большой игры?
Все материалы ORDA о представителях элиты будут восприниматься как заказ Кима. Так у нас устроено — принцип «ищи кому выгодно» работает чётко и без сбоев. Особенно если это касается компаний в смежных отраслях с самым богатым казахстанцем.
Примечательно, что олигархи молчат. Турлов, возможно, в шоке, что оказался впутан в эти дела, и ему просто сказать нечего. А вот Киму брошены громкие обвинения — но он не высказался публично. Медийная война набирает обороты, а молчание делает её ещё более напряжённой.
Наверняка надо понимать: часть утверждений Бажкеновой о том, кто «заказал» Турлова, звучит логично. Однако большие сомнения вызывает её версия о полном отказе от предложений Кима. Особенно если вспомнить, что «микробизнес» оказался щедро профинансированным медиапроектом, а публикации вроде истории с Нуртлеу выглядят подозрительно заказными.
Конфликт обещает новые откровения и разоблачения, а впереди, судя по всему, ещё немало поворотов. Сделает ли эта история казахстанскую журналистику лучше и независимее? Вряд ли.
Гораздо вероятнее, что перед нами — очередной раунд борьбы крупных игроков, где публика остаётся зрителем, а медиа — полем манёвра.
Этот скандал лишь обнажает неудобную правду: крупные медиапроекты существуют благодаря серьёзным инвестициям, а инвесторы редко руководствуются альтруизмом.
Кому выгодна медийная война вокруг ORDA?
18.11.2025 16:21
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии