Вот уже несколько лет Казахстан последовательно расширяет электоральные процессы на местном уровне, но опыт пилотных выборов районных акимов показал ряд системных проблем. Отсюда возникает вопрос: готова ли страна к массовым прямым выборам или этот шаг все-таки требует дополнительной подготовки?
С 2021 года страна живет в режиме практически непрерывных избирательных кампаний. Если в сельских округах, где жители знают кандидатов лично и видят результаты их работы, такая практика демонстрирует определенную эффективность, то на районном уровне ситуация выглядит иначе.
Масштаб задач здесь принципиально другой: бюджетные решения затрагивают десятки тысяч людей, последствия управленческих ошибок ощутимее, а сама дистанция между избирателем и кандидатом значительно больше. При этом явка на районных выборах стабильно ниже, чем в селах, а интерес к программам претендентов падает, превращая голосование скорее в обязанность, чем в осознанный политический выбор.
26 ноября на заседании Мажилиса депутат Ерлан Саиров обратил внимание на необходимость взвешенного подхода к дальнейшему развитию реформы.
Сообщается, что за время пилотного этапа было избрано 52 районных акима, однако часть из них не удержалась в должности даже года, что автоматически запускает новый цикл выборов и создает паузу в управлении территорией. Каждая такая пауза означает остановку проектов и задержку решений, что негативно сказывается на развитии районов.
Финансовая сторона также вызывает некоторые вопросы. Только в текущем году на выборы 7 руководителей районного уровня из бюджета было выделено почти миллиард тенге. При том, что организация избирательных кампаний требует существенных ресурсов, возникает резонный вопрос о соотношении затрат и результата, особенно когда часть избранных акимов покидает посты досрочно.
Депутат Мархабат Жайымбетов обратил внимание на системные проблемы, которые необходимо решить до масштабного запуска выборов районных акимов. У нынешних руководителей районов ограниченные полномочия при высокой ответственности: образование, здравоохранение, ветеринария, центры занятости находятся вне их прямого подчинения.
По его словам, требуется время для формирования опытного корпуса сельских акимов, которые в перспективе станут резервом профессиональных кадров для районного уровня.
Предложение о временном переходе к избранию районных акимов через маслихаты не означает отказ от демократизации, скорее это признание необходимости системной подготовки. Такой формат позволит сохранить управленческую устойчивость, снизить бюджетные расходы и выиграть время для доработки законодательной базы.
В конце концов, цель реформы состоит не в механическом расширении прямого голосования, а в создании эффективной системы местного самоуправления, где избранный руководитель обладает реальными полномочиями, а выборы укрепляют доверие к институтам власти, а не размывают его чередой кампаний.
Напомним, 24 октября, выступая на торжественном мероприятии ко Дню Республики, Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что в последние годы в Казахстане существенно расширили практику прямых выборов.
Президент указал на необходимость взвешенного анализа этой тенденции и принятия мер в случае появления нежелательных последствий. По его словам, реформы остаются динамичным процессом, где «нет места излишнему консерватизму».
Казахстан обсуждает временную приостановку выборов районных акимов
27.11.2025 16:25
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии