В начале года в Акмолинской области появились две любопытные госзакупки на общую сумму 41 млн тенге. Обе касаются работы с «приверженцами деструктивно-религиозных течений», и обе имеют настолько специфические требования, что возникает ощущение: технические задания писались под конкретных исполнителей. Редакция ФБРК решила разобраться, как государство тратит деньги на «духовное перевоспитание» граждан и почему это может вызывать противоречия.
Первая закупка организована отделом внутренней политики города Косшы на сумму 21 млн тенге. Договор рассчитан на три года, и требования к поставщику впечатляют своей детализацией. Нужны не менее семи специалистов: теолог-исламовед, член Республиканской информационно-разъяснительной группы, историк, автор книги по экстремизму, автор пособия по семейным ценностям и еще два эксперта с соответствующими регалиями. Каждый должен подтвердить свою квалификацию документами на стадии подачи заявки.
Но это еще не все. Поставщик обязан иметь офис в Акмолинской области или Астане с оргтехникой, проводить 120 мероприятий в год и — внимание — добиться конкретных результатов: «не менее 3 человек, сменивших взгляды, и не менее 5 адаптированных к казахстанским ценностям» ежегодно. По каждому «обращенному» требуется письменное обоснование специалиста.
Найти семь экспертов с подтвержденным авторством методичек — задача не из легких. Неудивительно, что из семи подавших заявки участников требования прошли только двое, а победителем стал Аналитический центр ALDASPAN. Компания молодая — на рынке всего полтора года, руководит ею Динмухаммед Тойгылы.
Вторая закупка в Кокшетау еще интереснее. За 20 млн тенге отдел внутренней политики заказал работу с мужским и женским жамагатом. Цели сформулированы предельно конкретно: адаптировать 35 человек и перевести 15 в «традиционный ислам». Исполнитель должен провести 190 индивидуальных встреч, охватить 125 человек, организовать групповые мероприятия для 500 участников. И все это - меньше чем за год.
Для справки: В социальном и этнокультурном контексте «жамагат» — это общинное объединение людей, часто на основе родства, территориальной принадлежности или религиозной идентичности. В религиозном контексте - может обозначать религиозную общину или группу верующих, следующих определённому исламскому направлению, учению.
Особенно любопытны технические детали. В техзадании прописано, что у каждого спикера должны быть «кувертка, 0.5 литра безгазовой воды и стакан» — уровень детализации, больше подходящий для райдера артиста, чем для госзакупки. А еще исполнитель обязан в течение двух дней заключить меморандум с одной из крупнейших в Казахстане мечетью «Науан Хазрет» и с управлением по противодействию экстремизму.
Требование об обязательном сотрудничестве с конкретной мечетью особенно спорно. Это не только ограничивает круг потенциальных участников, но и предполагает наличие заранее установленных связей, что практически невозможно для новых поставщиков и, как минимум, может противоречить принципам честной конкуренции в госзакупках. Результат предсказуем: участвовал только один поставщик — ИП ADINA под руководством Аружан Медешовой.
С процедурной точки зрения обе закупки выглядят как классические примеры «заточенности» под определенных исполнителей. Слишком специфические требования, жесткие географические ограничения, необходимость заранее установленных связей с конкретными организациями — все это сужает конкуренцию до минимума.
Измерить реальную «смену взглядов» невозможно, проверить качество «адаптации к казахстанским ценностям» — тоже. Зато можно предположить, что деньги достались заранее определенным получателям через процедуры, которые лишь формально соответствуют требованиям закона о госзакупках.
Возможно, стоило бы направить эти средства на более прозрачные и измеримые программы — образовательные проекты, социальную адаптацию или профилактику экстремизма через работу с молодежью. По крайней мере, тогда результат можно было бы объективно оценить, а не полагаться на «письменные обоснования» о чьих-то внутренних убеждениях.