Целенаправленные действия АО «Инвестиционный фонд Казахстана» (ИФК) и АО «Банк развития Казахстана» (БРК), ТОО «Оператор РОП» и ряда госорганов привели к банкротству уникальный завод по утилизации и переработке шин ТОО «Kazakhstan Rubber Recycling».
Изначально, в 2011 году, уставный капитал завода оценили в 1 тенге. Спустя 10 лет вновь провели оценку, согласно которой имущество предприятия оценили в 810,7 млн тенге, однако ИФК в финансовой отчетности обесценил завод до 485 млн.
На протяжении долгих лет суммы задолженности завода перед ИФК и стоимость предприятия необоснованно менялись. Редакция ФБРК разбиралась, кто и каким образом поспособствовал рейдерству и банкротству «Kazakhstan Rubber Recycling».
Ранее мы писали, что экс-владельцы разоренных предприятий, подконтрольных Инвестфонду, направили Президенту письмо с просьбой помочь вернуть инвестиционные активы. Авторы уверяют, что смогут возобновить деятельность производств, и просят создать для этого «специальную антикризисную комиссию».
Одним из предприятий, пострадавших в результате длительного самоуправства и незаконной приватизации ИФК, стал столичный завод по переработке отходов автотранспортных шин ТОО «Kazakhstan Rubber Recycling».
В 2011 году по инициативе «Банка развития Казахстана» уставный капитал «Kazakhstan Rubber Recycling», на тот момент составляющий 121 млн тенге, изменили на 1 тенге и принудили собственников заложить завод в банк. Позже БРК передал предприятие Инвестфонду как проблемное.
Однако завод столкнулся с финансовыми трудностями и не смог своевременно выплачивать задолженность перед «Инвестиционным фондом Казахстана».
Как сообщили представители «Kazakhstan Rubber Recycling», оператор расширенных обязательств производителей (ТОО «Оператор РОП») проводил открытые тендеры на переработку (утилизацию) шин вместо того, чтобы заключать прямые договоры с заводами-переработчиками, что значительно усложнило заключение контрактов.
Оплату делили на две части: переработчикам причиталось всего 10% от стоимости конкурса, а остальная сумма шла на оплату услуг по транспортировке. Как отмечают в «Kazakhstan Rubber Recycling», оператор не выплачивал и этих причитающихся 10%.
После длительных судебных разбирательств, между «Kazakhstan Rubber Recycling» и ИФК было заключено мировое соглашение, согласно которому в 2017 году предприятие обязалось до 2023 выплатить сумму задолженности в размере 1,6 млрд тг ежегодными траншами: по началу в 70 млн тенге, а затем уже в 136 млн тенге.
В результате того, что «Оператор РОП» задолжал предприятию более 120 млн тенге, ТОО «Kazakhstan Rubber Recycling» не смогло погасить долг перед ИФК в рамках мирового соглашения. В связи с чем имущество залогодателя сделки - ТОО «Милс-Групп» оказалось под угрозой.
Представители «Kazakhstan Rubber Recycling» неоднократно обращались с жалобами в различные инстанции, к депутатам, в СМИ и даже отправили письмо Алие Назарбаевой с просьбой разобраться в деятельности подконтрольного ей ТОО «Оператор РОП». Но ответа от дочери экс-президента так и не получили, а уполномоченные органы все это время бездействовали.
В своем обращении к Генпрокурору ТОО «Kazakhstan Rubber Recycling» и ТОО «Милс-Групп» привели ряд доводов о вынесении судом заведомо неправомерных решений, повлекших, по их мнению, рейдерский захват движимого и недвижимого имущества юридических лиц.
Одним из таких примеров стало взаимодействие с частными судебными исполнителями (ЧСИ). В 2018 году судья столичного Специализированного межрайонного экономического суда выписала исполнительные листы с незаполненной резолютивной частью: один в отношении «Kazakhstan Rubber Recycling», а второй - в отношении «Милс-Групп».
Позже по этим «пустышкам» ЧСИ возбудил исполнительные производства, и началась интересная математика.
Судоисполнитель самовольно, без судебного решения, посчитал и предъявил к досрочному взысканию всю сумму задолженности «Kazakhstan Rubber Recycling» (2,25 млрд тенге), в то время как заводу оставалось выплатить ИФК всего 140 млн.
Кроме того, спустя время в исполнительный лист вручную внесли данные о частичной выплате задолженности на необоснованно сформированную сумму в размере 1,97 млн тенге. В счет погашения остального долга ЧСИ самостоятельно обратил взыскание на залоговое имущество «Милс-Групп».
Все жалобы на действия ЧСИ суд отклонял. Впоследствии исполнительные производства были переданы уже другому судоисполнителю, на которого в результате обращений «Kazakhstan Rubber Recycling» и «Милс-Групп» возбудили уголовное дело, которое потом прекратили.
Бывшее руководство пострадавших компаний пришло к выводу, что беззаконные действия всех причастных к данной ситуации: ТОО «Оператор РОП», Инвестфонда, столичных судей, ЧСИ и бездействующих правоохранительных органов предполагают наличие организованной преступной группы, в которой четко распределены роли каждого из участников.
События происходили в период, когда «Оператор РОП» и министерство энергетики, курирующее деятельность оператора по утилизации шин, возглавляли люди, позже подозреваемые в коррупции. А председателем ответственного тогда за Инвестфонд нацхолдинга «Байтерек» являлся скандально известный на сегодня экс-министр национальной экономики Куандык Бишимбаев.
В 2018 году бывшие вице-министры энергетики Гани Садибеков и Бакытжан Джаксалиев, а также ряд ответственных лиц подозревались в хищении бюджетных средств в особо крупных размерах. В число подозреваемых также входил глава департамента управления отходами минэнерго Жан Нурбеков. В 2021 году все подозреваемые были оправданы.
ТОО «Оператор РОП» прославилось многомиллиардными хищениями в период, когда компания принадлежала дочери экс-президента Алие Назарбаевой. Руководители «Оператора РОП» годами похищали бюджетные средства в особо крупных размерах, за что в 2023 году им присудили по 7 лет лишения свободы.
Все эти факты характеризуют всех этих высокопоставленных в те времена чиновников и наталкивают на мысли, что для перерабатывающих предприятий тогда вполне могли целенаправленно создавать условия для их последующей ликвидации.
Как мы уже писали ранее, известно, что в 2021 году «Инвестиционный фонд Казахстана» незаконно продали частным лицам. На основании этого и перечисленных выше фактов можно предположить, что предприятия действительно банкротили осознанно, создавая искусственные проблемы.
Сегодня ИФК вновь принадлежит государству. Наверное, все-таки было бы разумно теперь вернуть предприятия бывшим владельцам, дабы возобновить деятельность производств и избежать их окончательного разорения.
Редакция ФБРК направила официальные запросы в правительство и НУХ «Байтерек» с целью выяснить, рассматривают ли власти вопрос о возврате инвестиционных активов экс-собственникам.
Продолжение следует…
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии