КНБ взялся за «серое» зерно из России, для легализации которого хозяйства заключают фиктивные сделки с трейдерами, мельницами и другими покупателями.
По данным Telegram-канала «АгроТелега Казахстан», в марте в СКО суд признал сделки КХ «Утеуленова» с десятком ТОО фиктивными. Этим компаниям хозяйство реализовало зерно общим объёмом 18 тыс. тонн. Ущерб бюджету составил 344 млн тенге.
«Это при том, что за КХ вообще не зарегистрировано ни сельскохозяйственной, ни грузовой техники. В суде фермерша признала, что такого объема зерна она произвести никак не могла, и у третьей стороны она зерно не приобретала», - говорится в сообщении.
Также сообщается, что КХ «Альбина» из Жамбылского района СКО реализовало ТОО «Caspian Trade Commodity» более 180 тонн льна на 114 млн тенге.
«На самом деле данный лён неизвестного происхождения, и как пояснил глава хозяйства Руслан Кагапов, имея всего 72 га пашни конкретно в 2021 и в 2022 году его хозяйство лён не сеяло. Заключить фиктивную сделку его попросил знакомый, которому он передал печать КХ, а также выдал доверенность на снятие денег со счета КХ в банке», - говорится в сообщении.
Об этом Кагапов рассказал суду, налоговикам и сотрудникам КНБ, которые расследуют уголовное дело. По данной сделке ущерб государству превысил 11 млн тенге.
В другом случае в селе Пресноредуть Жамбылского района фермер Виктор Турнов поставил ТОО «НБ-ТУР-АГРО» 160 тонн льна (по цене 325 000 тенге/тонна) и 32 тонны пшеницы (по цене 86 000 тенге/тонна). Сумма сделки составила около 103 млн тенге.
Сообщается, что в суде продавец не смог предоставить документы, подтверждающие реальную поставку, производство или приобретение товаров.
Помимо этого, сообщается, что ТОО «НБ-ТУР-АГРО» засветилось в другом судебном разбирательстве. Сделка компании с КХ «Ильяс» о поставках 70 тонн пшеницы стоимостью 6,7 млн тенге признали фиктивной. Ущерб государству составил 5,7 млн тенге.
«У КХ, несмотря на наличие 139 га посевной площади, отсутствует сельскохозяйственная и иная техника, а также наемные рабочие. Во всяком случае суду они предоставлены не были. Это же КХ фигурирует в качестве свидетеля в уголовном деле, которое расследует КНБ. Отсылка на уголовное дело имеется и в материалах суда», - говорится в сообщении.
Помимо прочего, в селе Раздольное Наурзумского района Костанайской области фермер Хусейн Албастов поставил столичному ТОО «Export Nan Company» пшеницу объемом 550 тонн на общую сумму 99 млн тенге. Хозяйство реализовало разным фирмам 2 227 тонн продукции.
В ходе разбирательств Албастов признал, что ни на поле, ни на складах у него пшеницы не было. Он пояснил, что в тот год сеял не пшеницу, а сафлор. Фермер заявил, что заключить фиктивные сделки его попросил знакомый.
Еще в одном случае КХ «Утетлеуова» заключило 25 договоров с ТОО «УНАГРО» больше чем на 78 млн тенге. При этом у фермерского хозяйства имелось всего 228 га земель, из которых только 84 га – пашня.
По подсчётам налоговиков, валовый урожай на такой территории мог бы составить чуть больше 60 тонн.
«Расхождение между теоретически выращенной пшеницей и поставками в адрес ТОО составило более 110 тонн. Налоговая обратилась в суд с иском о признании фиктивными сделки на сумму 62 млн тенге, то есть только на сумму расхождения. Кроме того, в договоре купли\продажи указано, что подтверждением сделки будут являться зерновые расписки, которые суду так и не были предоставлены», - говорится в сообщении.
Кроме того, в Костанайской области КХ «Беркенов И.Ж.» из Сарыкольского района при посевной площади 362 га и средней урожайности около 20 ц/га реализовал больше 4 587 тонн продукции.
В суде фермер Ильдар Беркенов заявил, что он якобы заключил с ТОО «Олжа Ленинградский» договор аренды земли, но представитель компании попросил бумаги у фермера и не вернул их.
Сообщается, что фермерские 84 га пашни, при урожайности 16 ц/га (в 2021 году) и 25 ц/га (в 2022 году) могли теоретически принести фермеру максимум 350 тонн пшеницы. Однако, расхождения между возможным в 2021 году валовым сбором хозяйства и реализацией составила 2 384 тонны пшеницы.
«За 2022 год КХ «Беркенов И.Ж.» отразило реализацию в общей сложности более 3 тыс. тонн пшеницы. То есть расхождения между «фактом» и «бумагой» за 2022 год составили около 2 788 тонн пшеницы. Документов, подтверждающих приобретение всей это пшеницы у третьих лиц внутри страны или её импорт из-за рубежа, фермер предоставить не смог. То есть за два года мелкое хозяйство продало «воздух» в 5 тыс. тонн пшеницы, которые были «легализованы» в качестве казахстанской, а далее использованы для помола муки или экспортированы», - говорится в сообщении.