ДЭР отказывается раскрывать информацию по делу СПК «Shymkent»

ДЭР

Департамент экономических расследований (ДЭР) по г. Шымкент отказал редакции ФБРК в предоставлении информации о ходе расследования в отношении АО «СПК «Shymkent».

При этом Комитет национальной безопасности (КНБ) подтвердил передачу материалов расследования в ДЭР еще в 2020 году, но департамент отказывается сообщать о дальнейших действиях по делу, ссылаясь на невозможность изучения архивных материалов и требования о неразглашении данных следствия.

В июле 2025 года КНБ в ответе на запрос редакции ФБРК сообщил, что Агентство по противодействию коррупции (ныне Служба по противодействию коррупции КНБ) в 2020 году проводило досудебное расследование в отношении АО «Социально-предпринимательская корпорация (СПК) «Shymkent». Материалы были переданы по подследственности в региональный департамент экономических расследований.

На основании этого мы обратились непосредственно в ДЭР с запросом о том, какие процессуальные действия были предприняты после получения материалов от КНБ, каковы окончательные результаты рассмотрения и текущий статус дела.

В ответе департамент отказал в предоставлении информации, сославшись на несколько оснований. Во-первых, ведомство указало на отсутствие в запросе номера уголовного дела и статьи возбуждения. Во-вторых, заявило, что «изучение архивных материалов в настоящее время не представляется возможным».

ДЭР обосновал свое решение ссылкой на ст. 201 УПК РК («Недопустимость разглашения данных досудебного расследования»), которая содержит прямой запрет на разглашение материалов досудебного расследования.

Дополнительно ведомство сослалось на ч. 2 ст. 36 Закона «О масс-медиа» («Запросы о предоставлении информации, не входящей в официальные сообщения»), предоставляющая право на отказ в предоставлении информации с ограниченным доступом.

При этом в ответе отмечается, что для рассмотрения запроса по существу необходимо указать реквизиты уголовного дела, привести обоснование необходимости получения информации и получить разрешение прокуратуры, хотя запрос касался лишь общей процедурной информации о статусе дела.

Согласно ст. 36 Закона «О масс-медиа», государственные органы обязаны предоставлять СМИ информацию, за исключением случаев ограничений, установленных законом. Статья 201 УПК запрещает разглашение материалов досудебного расследования, но не распространяется на общие сведения о процессуальном статусе дела.

Редакция ФБРК направила соответствующую жалобу на ответ ДЭР и обратилась в Агентство по финансовому мониторингу (АФМ) для правовой оценки отказа департамента. Остается открытым вопрос: что происходит с делом СПК «Shymkent» уже пять лет после передачи материалов? И почему государственные органы создают искусственные барьеры для получения базовой информации о ходе расследования?