Депутат Мажилиса Екатерина Смышляева исключила возможность назначения искусственного интеллекта (ИИ) на государственные должности.
По данным Telegram-канала «Sputnik Казахстан», она заявила, что действующее законодательство не допускает подобного сценария.
«Нет, невозможно. Я сейчас с юридической точки зрения говорю: искусственный интеллект не обладает правосубъектностью. Ни одна юрисдикция мира сегодня его субъектом не сделала. Соответственно, для того чтобы он выполнял ответственные функции и участвовал в общественных отношениях, эта сущность должна обладать правосубъектностью. ИИ таким не обладает. Всегда последнее решение будет за человеком — потому что правосубъектность у него», — отметила Смышляева.
При этом в мире уже происходят эксперименты с формальным назначением ИИ на административные роли. Так, в Албании в сентябре систему под именем Diella представили как министра по искусственному интеллекту — она курирует электронные госзакупки.
А в Абу-Даби на выставке GITEX 2025 показали TAMM AutoGov — первого цифрового госслужащего, способного выполнять рутинные административные функции, включая продление водительских удостоверений и оплату счетов.
Оба проекта, как отмечают эксперты, носят скорее демонстрационный характер: искусственный интеллект действует под полным контролем человека и не принимает решений самостоятельно.
Напомним, ранее фонд «Самрук-Қазына» представил Президенту Касым-Жомарту Токаеву нейросеть SKAI (Samruk-Kazyna Artificial Intelligence), ставшую первым в регионе цифровым независимым членом совета директоров с правом голоса. Презентация прошла в Астане в рамках международного форума Digital Bridge.