Высшая аудиторская палата (ВАП) представила результаты госаудита эффективности мер по противодействию теневой экономике, выявив системные недостатки в координации и борьбе с теневым сектором.
По данным пресс-службы ведомства, несмотря на сокращение доли теневой экономики в ВВП с 28,8% в 2017 году до 17,5% в 2023 году, существуют серьезные проблемы в реализации государственной политики. Как сообщается, Казахстан стремится достичь показателя в 15%, характерного для развитых стран ОЭСР (организация сотрудничества и экономического развития).
По информации аудиторов, основным препятствием аудиторы называют отсутствие единого координирующего органа. Ранее эти функции выполняло Агентство по финансовому мониторингу (АФМ), но позднее они были исключены из положения ведомства.
«Не прослеживается слаженная работа госорганов. Комплексные планы недостаточно ориентированы на снижение теневой экономики. Мероприятия проработаны слабо, некоторые фактически снимаются с контроля без исполнения. Не проводится оценка их влияния на снижение теневой экономики. При этом аудит показал, что в стране есть значительный объем скрытого оборота», — отметил председатель ВАП Алихан Смаилов.
Аудиторы также выразили сомнения в методиках определения ненаблюдаемой экономики.
«Например, используется коэффициент безналичного оборота. Это соотношение безналичных платежей физлиц за товары и услуги к ВВП. Но доля такихплатежей итак растет каждый год, что автоматически «снижает» уровень теневой экономики. Поэтому обоснованность этого коэффициента вызывает сомнения», - говорится в сообщении.
Вместе с тем по данным аудита, существует значительное расхождение между официальными заработками и переводами трудовых мигрантов. Граждане трех центральноазиатских стран за три года официально заработали в Казахстане 136 млрд тенге, но перевели на родину около 1 трлн тенге.
По результатам аудита выявлены:
- косвенные потери бюджета по доходной части на сумму 74 млрд тенге;
- 18 процедурных нарушений;
- 23 системных недостатка.
Напомним, ранее ВАП оценила возможные потери бюджета от теневого импорта автомобилей более чем в 71 млрд тенге.