Расходы регионов - 2024: Карагандинская область

деньги

Редакция ФБРК продолжает серию материалов, посвященных анализу крупнейших государственных закупок 2024 года в регионах Казахстана. 

На этот раз под пристальным вниманием оказалась Карагандинская область, где самые дорогостоящие контракты были заключены в сферах водоснабжения, энергетики, здравоохранения и спорта. Рассмотрим детально каждый из них.

ВОДНАЯ ПРОБЛЕМА: 3,52 МЛРД ТЕНГЕ

Крупнейшими по объему стали закупки ТОО «Караганды Су», общая стоимость которых превысила 3,5 млрд тенге. Компания одновременно решала задачи обеспечения водоснабжения и модернизации инфраструктуры, однако результаты этих усилий кардинально различаются.

Самой проблемной стала закупка услуг по подаче питьевой воды на сумму свыше 2 млрд тенге. 1 декабря 2023 года ТОО «Караганды Су» и филиал «Канал имени Каныша Сатпаева» РГП «Казводхоз» заключили соглашение на поставку 63,2 миллиона кубометров воды в течение 2024 года.

Несмотря на детально проработанные механизмы оплаты и штрафные санкции, спустя полтора года после заключения договора фактические платежи отсутствуют. Такая ситуация вызывает серьезные опасения, учитывая стратегическое значение водоснабжения для целого региона. Показательно, что еще на этапе переговоров стороны не могли прийти к согласию по методике расчета объемов — потребитель даже предлагал увеличить объем до 64,7 миллиона кубометров.

Возникает закономерный вопрос: почему столь масштабный контракт, заключенный еще в 2023 году на 2024 год, к середине 2025 года остается без единого платежа? Это может свидетельствовать либо о серьезных нарушениях в поставках со стороны подрядчика, либо о финансовых проблемах заказчика, либо о неразрешенных спорах по качеству или объемам услуг.

В противоположность этому, серия контрактов с ТОО «Уральская торгово-промышленная компания» на поставку полиэтиленовых труб была реализована успешно. Пять договоров на общую сумму 1,52 млрд тенге предусматривали модернизацию системы водоснабжения и демонстрируют более зрелый подход к планированию закупок.

Ключевым стал майский контракт стоимостью 1,46 млрд тенге на поставку более 11 километров трехслойных труб диаметром 800 мм. Высокотехнологичные изделия казахстанского производства рассчитаны на 50-летнюю эксплуатацию и способны выдерживать давление до 10 атмосфер. Положительным моментом стало исключение посредников — уральский поставщик одновременно выступил производителем, что обеспечило двухлетнюю гарантию и оперативные сроки поставки всего в 16 дней.

Успешная реализация этих контрактов показывает, что при грамотном планировании и выборе надежных партнеров крупные инфраструктурные проекты могут выполняться качественно и в срок. Это особенно важно для обновления коммунальной инфраструктуры, где современные трубопроводы должны обеспечить надежное водоснабжение региона на десятилетия вперед.

ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ ТЕПЛОСЕТЕЙ: 1,4 МЛРД ТЕНГЕ

8 января 2024 года ТОО «Теплотранзит Караганда» заключило контракт с ТОО «НураЭнергия» на поставку 47,5 миллиона кВтч электроэнергии общей стоимостью 1,4 млрд тенге. Договор обеспечивал энергоснабжение насосных станций и тепловых пунктов города до конца июля 2024 года.

График поставок отражал сезонную специфику коммунального предприятия: в отопительный период (январь-апрель) ежемесячное потребление превышало 10 миллионов кВтч, тогда как летом снижалось до 200 тысяч кВтч. Стоимость электроэнергии составила 29,46 тенге за кВтч.

К маю 2025 года контракт был исполнен практически полностью — фактические выплаты составили 1,397 млрд тенге, что на 3 млн тенге меньше договорной суммы. Такие незначительные расхождения обычно связаны с колебаниями фактического потребления относительно плановых показателей.

Этот контракт можно считать образцовым с точки зрения исполнения: четкие условия, прозрачное ценообразование и практически полное соответствие плановых и фактических показателей.

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛУГИ: 1,22 МЛРД ТЕНГЕ

В феврале 2024 года департамент санитарно-эпидемиологического контроля Карагандинской области заключил два крупных контракта с РГП «Национальный центр экспертизы» на оказание санитарно-эпидемиологических услуг общей стоимостью 1,22 млрд тенге.

Первоначально первая сделка составляла 1,08 млрд тенге, но в ходе исполнения была скорректирована до 758 млн тенге, что позволило сэкономить 325 млн тенге. Вторая сделка на 459,1 млн тенге осталась без изменений. Контракты предусматривали дезинфекцию очагов инфекций и лабораторные исследования по всему региону.

Интересно, что оба договора заключались из одного источника, что в сфере специализированных медицинских услуг может быть оправдано ограниченным количеством квалифицированных исполнителей. Национальный центр экспертизы как государственная структура обладает необходимыми лицензиями и опытом для выполнения подобных работ.

Значительная экономия по первому контракту (почти 30% от первоначальной суммы) может свидетельствовать либо о завышенной первоначальной оценке объемов работ, либо о более эффективной реализации проекта. В любом случае, возврат 325 млн тенге в бюджет следует рассматривать как положительный результат.

ПРОВАЛ «ШАХТЕРА»: 1,2 МЛРД ТЕНГЕ

22 января 2024 года управление физической культуры и спорта Карагандинской области заключило контракт с футбольным клубом «Шахтер» на сумму 1,2 млрд тенге. Договор предусматривал финансирование клуба на весь сезон 2024 года с четко прописанными обязательствами.

Ключевые условия контракта включали участие в Премьер-лиге Казахстана и Кубке республики, развитие детско-юношеского футбола и — что особенно важно — сохранение клубом места в высшем дивизионе страны. «Шахтер» также обязался привлечь к матчам не менее 10 000 болельщиков, включая посетителей стадиона и зрителей трансляций, и ежемесячно отчитываться о проделанной работе.

Результат стал катастрофическим по всем параметрам. «Шахтер» не просто не выполнил основное обязательство по сохранению места в Премьер-лиге — команда заняла последнее 13-е место в турнирной таблице, набрав всего 10 очков и позорно вылетев в Первую лигу. Команда потерпела ряд крупных поражений, включая 0:5 от «Ордабасы» в первом туре и 0:4 в 25-м туре.

Аким области Ермаганбет Булекпаев публично выразил недовольство управлением клуба, отметив отсутствие долгосрочной стратегии и чрезмерную зависимость от иностранных легионеров (12 из 25 игроков). Он подчеркнул необходимость кардинального реформирования клуба, включая пересмотр кадровой политики и развитие собственной селекционной системы.

Возникает резонный вопрос об эффективности контроля за расходованием бюджетных средств. Если клуб ежемесячно отчитывался о работе, то почему негативные тенденции не были выявлены и исправлены заблаговременно? Сезон 2024 года стал одним из самых неудачных в истории «Шахтера», требующим не только смены руководства, но и пересмотра всей системы финансирования профессионального спорта в регионе.

УСПЕХ «САРЫАРКИ»: 1,2 МЛРД ТЕНГЕ

18 января 2024 года было заключено аналогичное по сумме соглашение с ТОО «Хоккейный клуб «Сарыарка» (позднее скорректированное до 1,16 млрд тенге). Контракт предусматривал участие карагандинских хоккеистов в Открытом чемпионате Казахстана и молодежномпервенстве в сезонах 2023/2024 и 2024/2025, а также медицинское обслуживание игроков и предоставление ежемесячных отчетов.

В отличие от футболистов, хоккейный клуб продемонстрировал образцовое выполнение взятых обязательств. В регулярном чемпионате сезона 2024/2025 команда заняла 4-е место с 52 очками в 40 матчах, показав внушительную разность шайб +31 (134 заброшено, 103 пропущено)

В плей-офф «Сарыарка» продемонстрировала характер, пройдя четвертьфинал в напряженной серии против ХК «Алматы» со счетом 4:3. В полуфинале команда достойно уступила ХК «Арлан» (1:3), завершив выступление бронзовыми медалями. В Кубке Казахстана клуб также добрался до полуфинала.

Под руководством главного тренера Петериса Скудры команда подтвердил статус одного из лидеров казахстанского хоккея, демонстрируя стабильную игру и достигая поставленных целей.

ВЫВОДЫ

Анализ крупнейших государственных закупок Карагандинской области за 2024 год выявил как системные проблемы, так и примеры эффективного управления бюджетными средствами.

Наиболее тревожной остается ситуация с неисполнением крупнейшего контракта по водоснабжению. Отсутствие платежей спустя полтора года после заключения договора создает серьезные риски для стратегически важной отрасли и, вероятно, требует вмешательства контролирующих органов.

Вызывает вопросы и преобладание закупок из единственного источника, что ограничивает конкуренцию и может приводить к завышению цен. Хотя в некоторых сферах (естественные монополии, специализированные медицинские услуги) такой подход может быть оправдан.

Вместе с тем есть и позитивные примеры. Успешная реализация контрактов на модернизацию водопровода и энергоснабжение теплосетей демонстрирует возможность качественного исполнения крупных инфраструктурных проектов. Экономия 325 млн тенге по санитарно-эпидемиологическим услугам также заслуживает положительной оценки.

Особенно показательным стал контраст в сфере спорта. При равном финансировании (по 1,2 миллиарда тенге) хоккейный клуб «Сарыарка» добился стабильных результатов и бронзовых медалей, тогда как футбольный «Шахтер» провалился полностью, вылетев в низший дивизион. Это наглядно демонстрирует важность не только объема финансирования, но и качества менеджмента, стратегического планирования и контроля за расходованием средств.

Для повышения эффективности госзакупок в регионе, вероятно, необходимо усилить предварительный контроль на этапе планирования, расширить применение конкурентных процедур там, где это возможно, и ввести более жесткие механизмы мониторинга исполнения крупных контрактов. Опыт успешных проектов должен быть изучен и распространен на другие сферы.

Напомним, ранее мы писали о крупнейших госзакупках Акмолинской области. Подробно ознакомиться с наиболее дорогостоящими контрактами столицы можно по ссылке.

Редакция продолжит следить за ситуацией в сфере государственных закупок и в следующих материалах представит анализ других регионов страны.

Продолжение следует...