Минэнерго предложило новую модель топливного рынка

Автор: Вера Александрова, 17 января, 2025
АЗС

Министерство энергетики РК опубликовало проект приказа об отмене государственного регулирования цен на ГСМ. Решение вызвано беспрецедентной разницей в стоимости топлива с соседними странами, которая провоцирует масштабный нелегальный вывоз нефтепродуктов и создает риски для топливной безопасности страны.

Основная причина реформы — критический разрыв цен на топливо между Казахстаном и соседними государствами. Сегодня литр АИ-92 в Казахстане стоит 205 тенге, тогда как в России цена достигает 288 тенге, в Кыргызстане – 385 тенге, а в Узбекистане – 489 тенге. Схожая ситуация наблюдается с дизельным топливом: 295 тенге против 355, 427 и 528 тенге соответственно.

Такой разрыв создает благоприятные условия для нелегального экспорта, который не только лишает казахстанский рынок необходимых объемов топлива, но и провоцирует периодический дефицит. В пояснительной записке к проекту приказа отмечается, что действующая система ценообразования делает Казахстан страной с наименьшей стоимостью ГСМ среди соседних государств.

Реформа предполагает поэтапный переход к рыночному ценообразованию. Это необходимо для модернизации нефтеперерабатывающей отрасли, которая в условиях регулируемых цен не может привлечь достаточно инвестиций для развития. В планах — увеличение мощностей нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) с 18 до 28 млн тонн в год, что потребует значительных капиталовложений.

Министерство энергетики подчеркивает социальную направленность реформы. Для защиты уязвимых слоев населения ведомство планирует сохранить действующие меры поддержки. Особое внимание уделяется сельхозпроизводителям, которым обещают гарантированный доступ к дизельному топливу по приемлемым ценам через прозрачные механизмы распределения.

Инициативу поддержало Агентство по защите и развитию конкуренции. Еще в октябре его председатель Марат Омаров заявлял о необходимости отмены предельных цен на ГСМ для устранения дисбаланса на рынке.

В долгосрочной перспективе реформа должна привести к нескольким важным результатам: Во-первых, это остановка нелегального вывоза топлива за границу. Во-первых, привлечение инвестиций в модернизацию отрасли. В-третьих, создание новых рабочих мест и увеличение налоговых поступлений

Наконец, развитие конкурентной среды должно стимулировать повышение эффективности производства и качества услуг. В связи с чем переход к рыночному ценообразованию на топливном рынке Казахстана выглядит неизбежным шагом для решения накопившихся проблем отрасли.